Просмотров 206

Популярная музыка в целом, как форма массовой культуры, имеет свои специфические черты музыкального мышления. На первый взгляд, можно вообще подвергать сомнению наличие мышления в развлекательной музыке. Но популярно-развлекательная музыка все-таки является музыкальным искусством, с довольно длительной историей и устоявшимися смысловыми архетипами. Музыкальное мышление есть перевод универсальных сущностей бытия в их уникально-персонифицированное состояние, совершающееся в границах музыкального сознания и по законам музыкально-возможного, определяющее процедуру смыслообразования. Эстетической концепцией песенной формы мышления (которая является основополагающей в популярно-развлекательной музыке) является выражение глубинных фольклорно-менестрельных архетипов человеческой культуры развлечений.

Главные композиционные схемы в популярной музыке основаны на трех принципах: повторения, варьирования и контраста, и проявляются через взаимодействие элементов музыкального языка: ритма, мелодии, гармонии, тембра и фактуры. Вокально-инструментальная музыка структурируется на основе синтеза вокальных и инструментальных форм музыкальной композиции. Формы, основанные на повторении, варьировании и контрасте, свойственны как вокальным, так и инструментальным жанрам. Среди собственно вокальных форм можно выделить: куплетную, куплетно-вариационную, куплетно-вариантную, запевно-припевную, рефренную, репризную и сквозную, смешанные модулирующие формы, а также простую одночастную сквозную и циклическую формы. Кроме этого, вокальные формы могут иметь ненормативное число частей. Для вокальных произведений часто характерна строфическая форма, в рамках которой одной и той же мелодии соответствуют разные стихотворные строфы и элемент контраста вносится лишь поэтическим текстом: именно поэтому строфическая форма в чистом виде не встречается в инструментальных жанрах. Как вокально-инструментальная популярная музыка имеет определенные принципы структурного оформления. И для вокальных, и для инструментальных композиций характерна форма с повторяющимся разделом – рефреном. Иногда строфическая форма модифицируется введением одной или нескольких контрастных строф, в этом случае она приближается к «составной композиции». Музыкальные формы песен в поп-музыке, как правило, являются составными, повторяющимися формами, такими как, например, строфная, рефренная форма, балладная форма, 32-тактная форма, куплетно-припевная форма, блюзовые и джазовые формы. Все эти формы композиторского конструирования популярно-развлекательной музыки определялись на протяжении длительной истории музыкальной культуры. Рассмотрим ключевые принципы формирования музыкального мышления в различные периоды развития популярно-развлекательной музыки.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв