Просмотров 43

Между тем музыкальная структура композиции и интонационные приемы, используемые Л. Федоровым в ходе декламирования текста, показывают, что перевоплотившийся в нечеловеческое существо судья не может полностью избавиться от человеческого. Так, если в первой части композиции декламирование текста производится с исключительно уверенной и несколько жесткой интонацией, то во второй части после насыщенного проигрыша виолончели те же самые, казалось бы, повторяющиеся слова: «Сужу – Ряжу – Сижу – Решаю» произносятся уже несколько устало и, возможно, с оттенком некоторой насмешки над самим собой. Вторая часть композиции создает ощущение того, что человек, оказавшийся в образе судьи, начинает тяготиться этим образом, своей работой, необходимостью вершить суд. Помимо основного голоса Л. Федорова здесь появляется голос заднего плана. И если в основном голосе слышится усталость от образа судьи, то в голосе заднего плана слышится сарказм и издевка суда над самим собой, над невозможностью отказаться от своей роли, судьбы, участи. Таким образом, обозначается внутреннее противоречие в осознании судом самого себя и своей роли (функции), противоречие между обыденной человеческой усталостью и необходимостью исполнения сакральной миссии суда, предполагающей отречение от человеческих слабостей и проявление жестокости. Тем самым нам открывается уникальное экзистенциальное выражение внутренних противоречий, испытываемых судом, сущность которых предполагает возможность их исключительно чувственно-эстетического восприятия. Окончание композиции не дает разрешения обозначенной экзистенциальной ситуации внутренней драмы суда, предоставляя нам возможность самостоятельно определить ответы на обозначенные вопросы. Остается очевидным только то, что судебный процесс продолжается, а решение суда будет суровым, но справедливым: «Решу – нет не согрешу».

Таким образом, в рассматриваемой музыкальной композиции наблюдается удивительное сочетание поэзии, мифологии, ритуально-игровой практики, в совокупности выражающих в художественной реальности музыкального произведения эстетическое содержание, казалось бы, исключительно утилитарных процедурных правил ведения судебного процесса. Обнаруженное многообразие сочетаний самых разных феноменов, по всей видимости, и является основной причиной возникновения в результате восприятия рассматриваемой нами музыкальной композиции многочисленных чувств и эмоций, складывающихся в формы таких эстетических модусов судебного процесса, как «ритуал», «игра», «модель мира». Созданная Л. Федоровым и В. Волковым композиция «Суд» является уникальным примером эстетического опыта восприятия судебного процесса в художественной реальности музыкального произведения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
  2. Бычков, В. В. Ницше и ПОСТ-культура / В. В. Бычков // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2003. – С. 317–318.
  3. Введенский, А. И. Всё / А. Введенский. – М.: ОГИ, 2011. – 736 с.
  4. Введенский, А. И. Елка у Ивановых / А. Введенский // Всё. – М.: ОГИ, 2011. – С. 240–260.
  5. Коломиец, Г. Г «Музыкальное» как универсальная эстетическая категория / Г. Г. Коломиец // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 7 (156), июль. – С. 147–152.
  6. Куренкова, Р. А. Этюды к феноменологической эстетике музыки: монография / Р. А. Куренкова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 200 с.
  7. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки / А. Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 316–335.
  8. Пичко, Н. С. Философско-эстетические аспекты феномена музыкального в культуре / Н. С. Пичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2013. – № 3 (124). – С. 240–256.
  9. Пономарев, В. Гениальный «Безондерс» [Электронный ресурс] / В. Пономарев // Лента Аукцион. – Режим доступа: http://lenta.auctyon.ru/article/geniusbesonders.
  10. Радеев, А. Е. Философская аналитика эстетического опыта: исторические и теоретические аспекты: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.04 [Электронный ресурс] / Радеев Артем Евгеньевич. – СПб., 2017. – 449 с. – Режим доступа: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/qKyJZJdMGQ.pdf.
  11. Руди, А. Ш. Устойчивость бытия в музыкальном мировосприятии / А. Ш. Руди // Ценности и смыслы. – 2011. – № 6. – С. 24–31.
  12. Федоров, Л. Суд [Электронный ресурс] / Л. Федоров // Заведующий всем. Официальный сайт Л. Федорова. – Режим доступа: http://www.leonidfedorov.ru/txtsud.htm.
  13. Хёйзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хёйзинга; сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указ. Д. Э. Харитоновича. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.

 

Семенович А. В. Эстетический опыт восприятия судебного процесса в художественной реальности музыкального произведения

В статье рассматривается возможность эстетического восприятия судебного процесса в художественной реальности музыкального произведения. Отмечается, что специфика эстетического воздействия музыки на человека заключается не только в доставлении неких временных чувственно-звуковых впечатлений, но в вовлечении в процесс эстетического опыта восприятия образов, формируемых в художественной реальности музыкального произведения. Обозначается проблематичность выражения судебного процесса в музыке, которая отчасти преодолевается в рамках характерного для культуры XXI века постмодернизма. В качестве примера постмодернисткого решения проблемы эстетического выражения судебного процесса в художественной реальности музыкального произведения рассматривается музыкальная композиция Л. Федорова и В. Волкова «Суд». Производится анализ основных элементов обозначенной музыкальной композиции, открывающих возможность эстетического восприятия судебного процесса.

Ключевые слова: музыка, музыкальное, судебный процесс, эстетический опыт, эстетическое восприятие, эстетические модусы.

 

Semenovich A. V. Esthetic Experience of Perception of the Judicial Process in the Artistic Reality of a Musical Work

The article considers the possibility of aesthetic perception of the trial in the artistic reality of a musical work. It is noted that the specificity of the aesthetic impact of music on a person is not only in the delivery of certain temporary sensory and sound impressions, but also in the attraction to the process of aesthetic experience of perception of images formed in the artistic reality of a musical work. The problematic nature of the expression of the judicial process in music is indicated, which is partly overcome within the framework of postmodernism characteristic of the culture of the XXI century. As an example of a postmodern solution to the problem of aesthetic expression of the trial in the artistic reality of a musical work, the musical composition of L. Fedorov and V. Volkov «Court» is considered. The analysis of the main elements of the indicated musical composition, which open the possibility of aesthetic perception of the trial, is carried out.

Key words: music, musical, judicial process, aesthetic experience, aesthetic perception, aesthetic modes.

12 Июл 2021 в 12:54. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв