Просмотров 69
УДК 712.03
Е. В. Сидоркина
Культурная преемственность выступает важнейшим механизмом в ходе формирования городской среды и наполняющих её структурных элементов. Изучая актуальные тенденции преобразования садово-парковой архитектуры, невозможно установить хотя бы один самобытный в своей основе вариант, где четко прослеживались бы границы культурной идентичности. Синкретизм, характерный для большинства последних градообразующих тенденций, нередко основан на идеалах и паттернах восточной культуры, этапы внедрения которой оставляют множество нюансов. Отдельное влияние на современный ландшафтный урбанизм как парадигму «мягкой» реорганизации городского пространства оказал именно японский канон садово-паркового искусства, центральное место в котором занимает сад камней как разновидность пластического осмысления объема и его соотношения с окружающей воздушной средой, ориентированная на круговое восприятие. «Кусочек непринужденной живой природы рядом с сухим геометризмом современных зданий стал необходимой эмоциональной точкой опоры человеку, отрезанному от лесов и морей, растений и птиц» [4, с. 23]. Тип сада избирался сообразно цели: либо человека волновало созерцание, и он сознательно занимал позицию стороннего наблюдателя, либо на первый план выходило таинство соприкосновения с ландшафтом, поэтому особое место в данном искусстве также занимали сухой сад и сад воды. Кроме того, авторы отмечают повсеместное распространение садов мха, позволяющих простому обывателю испытать визуальный катарсис от обилия разнородных фактур и оттенков зеленого цвета.
К категории вышеперечисленных объектов ландшафтного зодчества также относят ансамбли чайных домов и садов, которые были иллюстрацией господствовавшего в Японии культа чая. Совмещенный с буддизмом, он включал в себя искусство составления букетов, ритуал определения сорта чая по ходу дегустации, подбор специальной утвари и другие манипуляции по обретению гармонии между индивидуальным бытием и бытием природы. Чайная церемония была нацелена на разрешение проблемы иллюзорности мира и устремляла участников действа к роковой мысли об отсутствии симметрии, гармонии, сложносочиненных форм в природе: «Как только гости входят в ворота чайного сада, они вступают в мир, отличный от повседневного существования, символически отрекаются от земной суеты. Неторопливо, в молчании идут они по дорожке из неодинаковых, но специально подобранных камней, чуть выступающих над зеленью мха или гравием» [Там же, с. 147].
Однако если здесь чувствуется формообразование с доминирующими информационно-эмоциональными, культурно маркированными факторами, то в ряде современных объектов ландшафтного урбанизма заложено иное, многофакторное формообразование, несущее желание иметь комфортную для общего проживания среду и внушение коллективной ответственности за её трансформации. Обращавшихся к японским лекалам западноевропейских архитекторов привлекала идея построения пространства, которое гораздо глубже отражается в сознании жителей за счет раздвижных перегородок, ширм, наружных стен-окон, а также специфического цветового символизма. Озвученные мотивы представляют собой лишь малую часть той концепции, с которой нам предстоит разобраться более подробно, отследив её эволюцию и особенности внедрения в планировку русских городов, репрезентирующих совершенно иной культурный код. Несмотря на данный аспект, в конце марта текущего 2022 года популярный среди жителей Краснодара «Парк Галицкого» стал усиленно пополняться объектами японского сада, включая мощеные каменные дорожки, бамбуковые заросли, изумрудное озеро Ойке, что говорит о наличии более значимых точек соприкосновения между культурами, нежели может показаться на первый взгляд. Подтверждением данного тезиса также является тюменский «Ива Парк», оснащенный тремя знаковыми локациями: созданной на французский манер Долиной Роз, пронизанной первобытным духом Долиной Прерий и почти каноничным Японским Садом, повторяющим посредством узнаваемых художественных форм идеи философии дзен. Также стоит подчеркнуть, что программа посещения обозначенного ландшафтного объекта предусматривает не только знакомство с Садом Вдоха и Садом Выдоха, но и краткий экскурс в суть этой мировоззренческой системы с обязательным участием в традиционной утренней чайной церемонии.
19 Окт 2022 в 11:09. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.