Просмотров 43

Прохождение через символическую смерть выражено в стихотворении краснодонской поэтессы Анны Вечкасовой «А „скорая” меня не довезла…»:

А «скорая» меня не довезла,

напрасно била об асфальт колеса.

В единый миг я стала безголоса

среди руин и битого стекла… [1, с. 17].

Этот архетип также занимает значительное место в творчестве Марка Некрасовского, члена Союза писателей ЛНР, участника различных литературных проектов:

На войне не думать о войне

Помогает только мысль о доме.

Раненый лежу я на стерне,

У врага как будто на ладони….

Я последний свой держу редут

Здесь на поле, на стерне и в жиже.

Солнце село. Слышу, как ползут.

Окружают. Ближе, ближе, ближе… [9, с. 78].

Архетип символической смерти оформляет пространство стиха в работе Виктора Плешакова:

Мне снится сон – я на войне
В крови, в грязи, в поту
Все тот же бой – фантом в окне,
Где я в цепи иду.

Застыли в ужасе немом
Промерзшие поля
В глазах тоска. Идем? Идем.
Дебаль, судьба моя…

Упал один, за ним второй.
Когда же мой черед?
Рвет воздух в клочья надо мной
Убийца-пулемет.

И в этом сне я вижу сны,
Кричу от этих снов,
От разжиревших от войны
Дебали сытых псов.

Я в этом сне еще живой
И, может быть, вернусь.
Вернусь домой. Но снова – бой.
Когда же я проснусь?!
[12, с. 115].

Второй важный архетип из отмеченных исследователями воплощается в образах трагической вины и ее искупления. Мы можем найти эти образы в стихотворении Марка Некрасовского:

…Помним август. Защитили город.

На колени город мой не стал.

Но вчера стучала боль, как молот, –

В детском парке список прочитал.

В детском парке саженцев аллея,

И детей убитых имена.

Дерево Марины, дерево Сергея…

Не жалеет никого война» [10, с. 43].

Решающее место в структуре сакрального занимает архетип вхождения в сакральную общность людей Родины. Этот архетип присутствует в стихах многих поэтов Донбасса. Позволю себе процитировать свое стихотворение «Эти русские», посвященное другу и написанное в день принятия присяги в ополчении Донбасса:

Эти русские мальчики не меняются:

Война, революция, русская рулетка,

Умереть, пока не успел состариться,

В 19, 20, 21 веке.

Эти русские девочки не меняются:

Жена декабриста, сестра милосердия,

Любить и спасать, пока сердце

В груди трепыхается

В 19, 20, 21 веке.

Ты же мой русский мальчик:

Война, ополчение, умереть за Отечество…

Ничего не меняется,

Ничего не меняется,

Бесы скачут,

Ангелы ждут на пороге вечности.

Я твоя русская девочка:

Красный крест, белый бинт, чистый спирт…

В мясорубке расчеловечивания

Будет щит тебе

Из моих молитв.

А весна наступает. Цветущие яблони

Поют о жизни, презревшей тлен,

Так, будто тоже они православные,

Русские и после молитвы встают с колен [6, с. 84–85].

И хотя ничего не меняется, и хотя мифологическое время циклично, приходят новые герои, чтобы разрушить старые табу, о чем написал в своем «Манифесте нового акционизма» луганский поэт Александр Сигида-сын: «…настоящие табу еще предстоит разрушить. Табу на выход из зоны комфорта, табу на восстание. Избавиться от табу на отвагу. Отбросить табу на преклонение перед государством и его ржавыми тотемами» [13, с. 76]. Эту мысль находим и у российского поэта  Игоря Караулова в стихах о войне:

«Назовите молодых поэтов», –

попросил товарищ цеховой.

Назову я молодых поэтов:

Моторола, Безлер, Мозговой.

Кто в библиотеках, кто в хинкальных,

а они – поэты на войне.

Актуальные из актуальных

и контемпорарные вполне…

Кровью добывается в атаке

незатертых слов боезапас.

Хокку там не пишутся, а танки

Иловайск штурмуют и Парнас… [8, с. 72].

Но ради чего это все? Ради чего «кровью добывается в атаке незатертых слов боезапас?» Современная поэзия Донбасса отвечает на этот вопрос следующим образом: чтобы защитить свой дом, чтобы родилась Новороссия, чтобы жить и растить детей в традициях своего народа, чтобы защитить тех, кому только предстоит понять, какой ценой мы платим за возможность прожить эту жизнь с гордо поднятой головой.

Эти идеи выражены в стихотворении  Юрия Юрченко «Ватник». Поэт сам воевал, побывал в украинском плену, перенес издевательства и пытки и в своих стихах обобщает опыт добровольцев, с которыми разделял жизнь и подвиг:

Зачем иду я воевать? –

Чтоб самому себе не врать,

Чтоб не поддакивать родне:

«Ты здесь нужней, чем на войне,

Найдется кто-нибудь другой,

Кто встанет в строй, кто примет бой…»

За это «неуменье жить»

Не грех и голову сложить [15, с. 107].

«Донбасс уже пережил и переосмыслил советскую поэзию, – пишет публицист Мария Солодилова, – в то же время разразившийся в Киеве в феврале 2014 года Майдан привел к колоссальному сдвигу сознания: память о победе над фашизмом при фактическом насаждении нового фашизма оказалась не нужна Украине» [14].

Российский поэт Сергей Арутюнов высказал мысль, что у литераторов Донбасса появился исторический шанс создать прорывную литературу реалистического извода [11], которая могла бы обратить Россию к истинным ценностям – подлинной свободе, настоящему братству и неложному равенству.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вечкасова, А. А «скорая» меня не довезла / А. Вечкасова // Время Донбасса. Литература народных республик: альманах Союза писателей ЛНР. – Луганск, 2016. – С. 17.
  2. Даренский, В. Ю. «Война как духовная инициация: экзистенциальные архетипы в русской поэзии о Великой Отечественной войне» / В. Ю. Даренский // Вестн. Самар. гуманит. академии. Серия: Философия. Филология. – 2014. – № 1 (15). – С. 90–110.
  3. Даренский, В. Ю. Поэзия как метафизическая Память / В. Ю. Даренский // Вестн. Самар. гуманит. академии. Серия: Философия. Филология. – 2011. – № 2 (10). – С. 68–79.
  4. Даренский, В. Ю. Философия войны в русской поэзии периода Великой Отечественной войны / В. Ю. Даренский // На грани мира и войны. Философское монтеневское общество. – Луганск, 2015. – С. 54–
  5. Дугин, А. Г. Философия войны / А. Г. Дугин. – М.: Яуза, 2004. – 256 с.
  6. Заславская, Е. А. Эти русские / Е. А. Заславская // Русская весна. Антология поэзии. – М.: Книжный мир, 2015. – С. 84–85.
  7. Ищенко, Н. С. Статичность времени культуры как условие взаимодействия культурных смыслов / Н. С. Ищенко // Материалы Междунар. науч. форума «Образование. Наука. Культура» (21 ноября 2018 г.): сб. науч. статей / под общ. ред. проф. Б. В. Илькевича; отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель: ГГУ, 2019. – С. 819–822. – Режим доступа: http://www.art-gzhel.ru/
  8. Караулов, И. Назовите молодых поэтов / И. Караулов // Русская весна. Антология поэзии. – М.: Книжный мир, 2015. – С. 72.
  9. Некрасовский, М. На войне не думать о войне / М. Некрасовский // Время Донбасса. Литература народных республик: альманах Союза писателей ЛНР. – Луганск, 2016. – С. 78.
  10. Некрасовский, М. Помнишь август? / М. Некрасовский // Воля Донбасса. Литература народных республик: альманах Союза писателей ЛНР. – Луганск: ПРЕСС-ЭКСПРЕСС, 2019. – С. 43.
  11. Овчинникова, Н. «На культурных фронтах Русской весны» / Н. Овчинникова // Изборский клуб. – 2016. – № 5 (41). – С. 48–65.
  12. Плешаков, В. Мне снится сон – я на войне / В. Плешаков // Выбор Донбасса. Литература народных республик: альманах Союза писателей ЛНР. – Луганск. Большой Донбасс, 2017. – С. 115.
  13. Сигида, А. А. Манифест нового акционизма / А. А. Сигида // Четверть века с философией. Философское монтеневское общество. – Луганск, 2015. –  С. 75–
  14. Солодилова, М. «Два взгляда на войну: вещанье с инобытия». Тема смерти в послевоенной и современной поэзии / М. Солодилова // Клаузула. – Режим доступа: https://klauzura.ru/2017/03/mariya-solodilova-dva-vzglyada-na-vojnu-veshhane-s-inobytiya-tema-smerti-v-poslevoennoj-i-sovremennoj-poezii/
  15. Юрченко, Ю. Ватник / Ю. Юрченко // Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса. – М.: Перо, 2015. – С. 107.

 

 

Заславская Е. А. Мифологические образы в современной поэзии Луганщины (с 2014 по 2019 год)

В статье рассматриваются мифологические образы и архетипы, зашифрованные в современных стихах поэтов Донбасса, которые написаны в период с 2014 по 2019 год во время военного конфликта с Украиной. Анализ представлен на примере архетипов, зашифрованных в поэтических текстах о Великой Отечественной Войне: символическая смерть, трагическая вина, вхождение в сакральную общность Родины.

Ключевые слова: поэзия, миф, архетип, память, Великая Отечественная война, Донбасс, современная литература.

 

Zaslavskaja E. A. Mythological Images in Modern Poetry of the Luhansk Region (from 2014 to 2019)

The article discusses mythological images and archetypes encrypted in modern poems of the poets of Donbass, which were written in the period from 2014 to 2019 during the military conflict with Ukraine. The analysis is based on the example of archetypes encrypted in poetic texts about the Great Patriotic War: symbolic death, tragic guilt, entry into the sacred community of the Motherland.

Key words: poetry, myth, archetype, memory, World War II, Donbass, modern literature.

16 Июн 2020 в 09:41. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв