Просмотров 52

Нельзя отрицать, что миф выступает определенной формой освоения мира. При этом мы считаем важным подчеркнуть универсальность мифа в качестве формы познания окружающей действительности, поскольку все без исключения культуры в процессе формирования отталкивались от своих определенных мифов.

Миф – своего рода фундаментальная ценность любой культуры. Он не только формирует культуру, являясь ее истоком, но и содержит в себе основные ценности данной культуры. Такая взаимосвязь позволяет определить как морально-ценностные ориентиры рассматриваемой культурной парадигмы, так и ее основные институты. Данный факт делает миф историчным, даже при условии, что его основной сюжет может быть вымыслом. Начала общественного и личностного бытия раскрываются в мифе, что дает нам ключи к пониманию современной культуры, ее корней и ее возможных перспектив. Следовательно, совершенно необходимы исследования роли и сущности мифа в современной культуре, а также мифологизации общественного бытия. «Философия потому и нужна, что она вкладывает смысл в существование, превращая существование в культуру» [1, c. 181].

На данный момент в обществе устоялось мнение, будто бы миф есть не что иное, как фантастический вымысел. Однако следует помнить, что само греческое слово «миф» является многозначным и отражает не одно-единственное явление, а целый ряд таковых: слово, беседа, рассказ, сказание, речь, указание, план, поучение, наставление, известие и пр. В общественном сознании принято противопоставлять миф правде, истине. Истоки столь пренебрежительного отношения к мифу восходят к эпохе Античности, где некогда истинный миф был обращен в поэтическую метафору.

Однако таковым положение дел было не всегда. Вспомним эпосы Гомера и Гесиода, в которых миф не просто отождествлялся с реальными событиями, а воспринимался как непосредственно реальные события. Мифологический сюжет был не просто красивой сказкой, он был исторической хроникой наравне с классическими историческими источниками, а иногда даже превосходя их по достоверности. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что энтузиасты со всего света по сей день ведут поиски золотого руна или затопленной Атлантиды. Сила древнего мифа, прошедшего несколько десятков веков, колоссальна. Тысячи людей будут преисполнены сомнений касательно очередного идеологического движения или научно-технического открытия, внедряемого повсеместно ради их же блага. Но те же тысячи будут слепо верить, что обнаруженные на горе Арарат обломки древесины – это обломки ковчега Ноя, поскольку этот конкретный миф был впитан ими вместе с их культурным кодом в процессе социализации. Согласно А. Ф. Лосеву: «…с точки зрения самого мифического сознания ни в коем случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии, … но – наиболее яркая и самая подлинная действительность» [2, с. 9].

Стоит также отметить, что нет более мощного скрепляющего фактора для социума, чем плотная мифологическая основа. К примеру, апеллирование к тому, что все члены данного общества потомки «великих древних предков» (так, на наследие Римской империи претендовали едва ли не все государства Европы и Ближнего Востока).

12 Июл 2021 в 12:56. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв