Просмотров 60

Сам митрополит отмечал, что поводом для создания такого рода синтетического произведения, не типичного для православной традиции, было желание донести глубину трагических событий Великого четверга до большой массы слушателей, через музыкальное сопереживание дать возможность многим прикоснуться к этому событию. А. Пантелеева отмечает: «Это был миссионерский проект. Идея митрополита состояла в том, чтобы дать возможность испытать те же чувства, что переживают православные верующие в дни Великого поста, а именно в Страстной четверг, тем людям, которые по разным причинам не могут или не хотят присутствовать на службе в этот день. Он желал вдохновить людей, надеясь, что многие хотя бы просто задумаются о Высших ценностях, о Боге» [2, с. 202].

Основная идея, заложенная в трактовке жанра данного сочинения, отражает одну из проблем современности – тенденцию к объединению вероисповеданий в условиях глобализации современного мира. Эта труднодостижимая на практике идея отражает современные тенденции, однако подобные философские и религиозные концепции периодически высказываются мыслителями. Фактическая невозможность, прежде всего догматическая, объединения различных христианских конфессий тем не менее преодолевается средствами музыкального искусства, что очевидно на примере «Страстей по Матфею» митр. Илариона. В его сочинении явственно воплощена идея объединения двух направлений христианства – западного и восточного, что проявилось в использовании стилистики европейского и русского церковного пения, в сочетании черт, характерных для западной пассионарной традиции и православных страстных богослужений. Последнее качество проявляется в использовании ряда текстов, взятых из последования Страстной седмицы.

В основу текста пассионов митр. Илариона положены тексты двух типов. Во-первых, это текст Евангелия от Матфея (главы 26–28) в переводе на русский язык. При этом автор расширяет каноническую часть текста, используя Евангелие до конца, т. е. переносит традиционный для западной христианской традиции пассионов акцент со смерти Сына Божия на Его Вокресение, что в большой степени характерно для православия. Во-вторых, использованы тексты из православных служб Страстной седмицы, среди которых: антифоны Великого пятка, Девятая песнь канона Великого четверга (задостойник Великого четверга), Заповеди блаженства, «Кресту Твоему», прокимен «Воскресни, Боже, суди земли», «Тебе поем» (часть Евхаристического канона).

Произведение написано для солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон), смешанного хора, струнного оркестра и чтеца (Евангелиста). Такой состав – пограничный между традиционным для католических пассионов (хор в сопровождении оркестра) и акапельным составом, типичным для православия. С одной стороны, наличие инструментов характерно для западноевропейской церковной музыки. С другой, ограничение оркестрового состава расширенной струнной группой, наиболее близкой человеческим голосам, тембральная близость и одновременно богатство выразительных возможностей струнных инструментов позволяют варьировать функциональную нагрузку оркестра. В ряде номеров он дублирует хоровые партии, становясь «участником» хора; в некоторых номерах выполняет функцию сопровождения; несколько оркестровых полифонических номеров являются границами смысловых разделов страстей.

12 Июл 2021 в 12:59. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв