Просмотров 149

Рис. 8

Рис. 8

Совершенно иная эмоциональная атмосфера воссоздана в произведении О. Безуглого «Зимний вечер» (см. рис. 8). Здесь, в уютном ветхом дворике, сокрытом от посторонних глаз под тихим снегопадом, мы обнаруживаем заветный ключ к истине, к новому живому началу. Помимо ключа (ключ к разгадке, к познанию) и яйца (символ жизни) график ввел несколько изобразительных символов, обусловливающих недвусмысленную интерпретацию идейно-содержательного замысла: белое полотенце как символ духовной чистоты и гармонии, свет в окне – символ домашнего уюта и жизненной благоустроенности. Так или иначе, произведения этого художника наделены предельной искренностью, поскольку по своей сути являются изобразительным «личным дневником», исповедью или своего рода творческой автобиографией с элементами самоанализа.

Другая природа семиотического содержания характерна, в частности, для гравюры Альбрехта Дюрера «Меланхолия I» (1514 г.), где отражены не индивидуальные переживания, но скорее апокалиптическая концепция времен Северного Возрождения, когда на почве религиозных реформ мир затаился в ожидании Страшного суда (см. рис. 9). Следует отметить, что наша интерпретация идейно-содержательного замысла гравюры в какой-то мере отлична от множества сформулированных к настоящему времени истолкований, преимущественно неоднозначных и противоречивых. Ряд исследователей утверждает, что «Меланхолия I», «Святой Иероним в келье», а также «Рыцарь, смерть и дьявол» комплексно иллюстрируют три состояния души. В искусствоведческой полемике акцентируют связь символики гравюры с астрологическими представлениями о Сатурне, с патологическим страхом эрцгерцога Максимилиана I перед зловещим влиянием этой планеты, с «меланхолической одержимостью» из «Оккультной философии» Агриппы Неттесгеймского, с таинственной кометой, которую Дюрер наблюдал в  конце декабря 1513 года «у ног зодиакальной Девы» [7]. Некоторые искусствоведы утверждают, что гравюра является магическим заклинанием, созданным, чтобы избавить художника от тоскливой бездеятельности, что на гравюре аллегорически изложено одно из положений Аристотеля об особой возбудимости меланхоликов или же концепция Платона о божественном безумии. По мнению искусствоведа и историка культуры Паолы Волковой, на произведении воссозданы три области познания: ремесленное, интеллектуальное и магическое, при этом гравюра является проекцией внутреннего мира Дюрера, воплотившего в образе ангела свой автопортрет.

01 Мар 2016 в 09:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв