Просмотров 350

Например, А. Н. Горячковская в своих исследованиях антропологического измерения виртуальной реальности показывает, что «чрезвычайное разнообразие и богатство проявлений концептуального персонажа виртуальной реальности выявляют особенности среды его существования (безграничность, бесформенность, спонтанность)» [2, с. 16]. В результате создается какой-то объект (произведение искусства) или образ субъекта, поскольку человек сам для себя выступает произведением, которое не может существовать в виртуальном мире без реакции «другого» в ответ.

Исследователи проблемы виртуальной культуры различают два способа самореализации – вертикальную и горизонтальную. Вертикальная самореализация проявляется в стремлении к власти, достижению успеха, получению денег и удовольствия. Интеллектуально-духовная (горизонтальная) самореализация связана с широтой взглядов, любознательностью, сопровождается высоким уровнем религиозности, стремлением к равенству и одобрению культуры других, осуждением дискриминации и «спокойным» отношением к деньгам, способствует социальной гармонии и стабильности. На наш взгляд, виртуальное пространство обеспечивает возможность в равной степени как интеллектуально-духовной (горизонтальной) самореализации, так и вертикальной, поскольку она не только является торгово-развлекательным пространством, но и должна существовать для удовлетворения потребностей в познании и общении. Однако для нашего исследования интересен, прежде всего, горизонтальный (интеллектуально-духовный) способ самореализации. Для рассмотрения самореализации в пространстве виртуальной реальности в какой-то мере применима «трехуровневая модель самореализации современного человека» (Н. А. Кебина). В данной модели воплощена типичная диалектика отрицания отрицания. Когда первый уровень – уровень индивидуализма, эгоизма или себялюбия (бытие в себе и для себя) – представляет тезис, второй уровень – самоотрицание, альтруизм (бытие для других) – антитезис, то на третьем уровне – уровне «обогащенного возвращения к себе» – осуществляется синтез. На наш взгляд, согласно предложенной модели автор определяет самореализацию как «циклическое трехуровневое взаимообусловленное движение от самолюбия через самозабвение к обогащенному возвращению к себе», которое «определяется перестройкой системы личностных смыслов» [4, с. 185]. В виртуальной реальности самореализация воспринимается чаще всего как мнимая, которая выполняет компенсаторные функции. Так ее характеризуют представители социогуманитарных отраслей науки. В связи с этим важен вопрос о существовании «ложной» самореализации, или самореализации со знаком минус.

15 Фев 2017 в 09:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв