Просмотров 269

«…Радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует нам произведение искусства, – есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения. Более того, в произведении искусства эта озабоченность собственно человеческим принципиально несовместима со строго эстетическим удовольствием» [Там же, с. 234]. Очищение искусства «приведет к прогрессивному вытеснению элементов «человеческого, слишком человеческого», которые преобладали в романтической и натуралистической художественной продукции. И в ходе этого процесса наступит такой момент, когда «человеческое» содержание произведения станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. Тогда перед нами будет предмет, который может быть воспринят только теми, кто обладает особым даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс; это будет искусство касты, а не демоса» [Там же, с. 236].

Таким образом, дегуманизация искусства означает также и его ориентацию на элиту, своеобразную «элитизацию», что способствует углублению раскола между художниками и публикой. Эта тенденция четко прослеживается в современном обществе, в частности, в высказываниях некоторых деятелей российской культуры, утверждающих собственную исключительность и абсолютную свободу творчества и, соответственно, невозможность критической направленности общественного мнения в силу якобы недостаточной компетенции его носителей. Столкновение мнений перерастает в полномасштабную информационную войну позиций, в которой деятели культуры проявляют демонстративное неприятие общественного мнения в вопросах творчества и культурной политики.

Государство в данной ситуации занимает нейтральную позицию, что вполне понятно, поскольку оно является источником права, а не морали, нормы которой формировались и закреплялись в процессе длительной исторической практики человечества. Право и мораль, безусловно, пересекаются, однако далеко не все моральные требования находят отражение в правовых нормах. Философская оценка данной ситуации однозначна: абсолютной свободы не существует, а высокий уровень свободы предполагает высокий уровень ответственности. В современном обществе существует острая необходимость усиления моральной ответственности личности за результаты своей деятельности во всех ее сферах, в том числе и в искусстве. Художественное творчество сегодня не может быть основанным на оправдании моральной неустойчивости и неразборчивости в средствах достижения цели.

15 Фев 2017 в 10:51. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв