Просмотров 269

Объективной основой абстрактности человеческого бытия является специфика человеческой деятельности, дифференциация общественного производства и социальной структуры общества.

Абстрагирование является неотъемлемым свойством человеческой деятельности, при этом оно содержит в себе как позитивный, так и негативный момент. Без абстрагирования невозможен процесс познания, на нем основывается процесс обобщения и категоризации. В то же время возникает возможность отождествления абстрактного и конкретного, а точнее, придания абстрактному статуса конкретного как на практике, так и в теории. В реальной жизни одним из последствий  такого отождествления является формирование у индивида иллюзии полноты бытия. В теоретическом же плане указанное отождествление представляет угрозу подмены многообразной и противоречивой картины культуры как сферы человеческого бытия анализом отдельных ее форм, направлений, стилей, определенной характерной черты и т. д.

Абстрактность бытия индивида обусловлена самим его социальным положением как носителя определенных социальных функций, накладывающих на него свой отпечаток. Абстрактность характеризует все сферы жизнедеятельности человека, превращая человеческий мир в мир абстракций, в мир пульсирующей отрывочности. Наше сознание – своеобразный калейдоскоп мыслей и ощущений, воспоминаний, настроений, поступков, лиц, слов, поз, жестов, музыкальных мотивов, цветов и т. д.

Возможно ли преодоление человеком своей абстрактности? В условиях постоянной дифференциации деятельности общество выработало различные способы компенсации односторонности бытия человека, среди которых важнейшее место занимает искусство. Однако в наше технократическое время благодаря средствам массовой информации полноценное общение с искусством подменяется «мыслями по поводу», превращается в жизнь «около искусства». Современному человеку достаточно «что-то где-то услышать», увидеть по телевидению несколько кадров из фильма или фрагмент художественной выставки, прочитать в газете обзор литературных новинок, – и уже сформировалось ощущение полноты художественно-эстетической жизни, и уже можно делать определенные выводы. В качестве примера можно назвать так называемые «предварительные обсуждения» тех или иных произведений искусства, которых еще никто не видел, не читал, не слышал. Такие обсуждения, переходящие в жаркие дискуссии, выглядят довольно комично. Все это говорит о том, что искусство все более отдаляется от человека, а человек отдаляется от искусства.

15 Фев 2017 в 10:51. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв