Просмотров 463
Итак, ретроспективный взгляд Р. Жирара на самом деле обусловлен современными проблемами. К гипотезе «учредительного насилия» и «козла отпущения» Жирара можно отнестись критически. Так, локальное насилие невозможно оправдать, хотя этого не делает и сам автор, называя его «жертвенным идиотизмом». Локальное насилие легко может перейти в массовое. Эта сторона осталась у автора без внимания. Можно подвергнуть сомнению и его представления о возрастании насилия в мире. Так, например, А. Назаретян пишет, что по-настоящему катастрофическими в ХХ веке были события в Европе: на нее в пришлось до 65% военных жертв всего мира, тогда как в XIX веке — не более 15%. Что касается мира в целом, то несмотря на мировые войны и небывалую убойную мощь оружия, даже по количеству военных жертв относительно численности населения XX век уступает предыдущим векам [4]. Однако психологический анализ миметического соперничества, как и анализ формирования гонительских стереотипов, очень интересен у Жирара и применим к событиям современности. Да и самого философа, повторим еще раз, волновала именно современность. Гонения и насилие продолжаются. Просто сегодня их мотивы прячутся за иллюзиями одних и манипуляциями других. Поэтому современному человеку Жирар напоминает, опираясь на Священные тексты, что жертва может быть невиновна и что человеку необходимо разобраться со своими собственными «козлами отпущения» и понять, что за ними реально скрывается.
«Загадка существования человека составляет аспект общей загадки существования мира и также упирается в проблему сохранения», — пишет А. Назаретян [4]. Действительно трудно иногда понять, как люди до сих пор не уничтожили друг друга. Пока культурные механизмы и рост самосознания человека помогали культуре выстоять, а человеку выжить. Рене Жирар не лишен оптимизма относительно будущего человечества. Однако его слова звучат и предостережением: «Человечество более, чем когда-либо, пишет историю собственного конца, потому что стало способно уничтожить весь мир. Даже безотносительно христианства в моих устах это не просто моральное осуждение, а неизбежное антропологическое заключение. Поэтому мы должны пробудиться от нашего сна. Поиск комфорта всегда ведет к худшему» [2].
ЛИТЕРАТУРА
- Жирар Р. Козел отпущения [Электронный ресурс] / Рене Жирар. — Режим доступа :http://predanie.ru/zhirar-rene/book/199594-kozel-otpuscheniya/
- Жирар Р. О войне и апокалипсисе [Электронный ресурс] / Рене Жирар.— Режим доступа :http://postmodern.in.ua/?p=2301
- Кострова Е. А. Теория священного в работе Рене Жирара «Насилие и священное» [Электронный ресурс] / Е. А. Кострова // Религиоведческие исследования. — 2010. — № 3/4. — С. 204 – 209. — Режим доступа :http://www.intelros.ru/readroom/religiovedcheskie-issledovaniya/r34-2012/18118-teoriya-svyaschennogo-v-rabote-rene-zhirara-nasilie-i-svyaschennoe.html
- Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации : очерки по эволюционно-исторической психологии [Электронный ресурс] / А. П. Назаретян. — М. : ЛИБРОКОМ, 2012. — 256 с. — Режим доступа :http://temnyjles.narod.ru/Nzrtn/Nasilie.htm#5
- Пелипенко А. А. К проблеме системного кризиса современности [Электронный ресурс] / А. А. Пелипенко. — Режим доступа :http://apelipenko.ru/
- 6. Ясперс К. Власть массы «Духовная ситуация времени» / К. Ясперс // Ясперс К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийар. — М. : Алгоритм, 2007. — С. 10 – 185.
Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.