Просмотров 334

В Евангелии есть два изречения, которые характеризуют коренное отличие христианства от других религий: «Царство мое не от мира сего» и «Не хлебом единым будет жить человек». Важно заметить, что уже в менталитете русского человека заложена мысль о том, что эта жизнь временная, есть другая, вечная жизнь. П. А. Флоренский был все-таки преимущественно русским мыслителем, т. к. его слово всегда искало опоры в утверждении себя через явления жизни, в воплощении, в деле. И это, несомненно, на наш взгляд, обострило и сделало фактически неизбежным трагический конец жизни П. А. Флоренского.

П. А. Флоренский понимает, что религия, так же как и искусство, философия, наука, заключает в себе социально значимое знание. Религия имеет свою историю, и за это время она выработала свою точку зрения на реальность, свой язык, свои средства выражения. Но все они – религия, искусство, философия, наука – различаются по степени близости к повседневной жизни. Так, религия в ее практическом выражении и искусство в его нередко доступных человеку формах существенно ближе к повседневной жизни людей, чем философия и наука. Религия и философия адресуются к универсалиям и абсолютам, науку и искусство интересуют множественное и относительное.

В своем труде «Столп и утверждение Истины» (в первом письме) Павел Флоренский сравнивает науку, которая непрерывно обогащается частными истинами, с соленой водой, не утоляющей жажду, а только разжигающей ее. Удовлетворить потребность в Истине, считает философ, может не логическое, а духовное познание, которое способно возвыситься над человеческой мудростью. Человек приходит к религии, потому что он хочет обрести глубинный смысл бытия, считает философ. Он также усматривает различие между восточной и западной философией в том, что первая – это философия духовная, ориентированная на личность, в то время как вторая – философия утилитаризма, философия вещная, плотская, рациональная.

Исходя из этого, П. А. Флоренский трактует личность не как вещь или объект, а как самополагание через разум, веру, любовь, ведущие к Истине, Добру и Красоте. Он связывает онтологически понимаемую любовь с фаворским светом и аскетизмом как «умным деланием».

Однако именно философские искания и богословские размышления П. Флоренского раскрывают его понимание сущности культуры. Он считает, что следует осмыслить глубинные основания жизнеустройства наших предков. Чтобы понять, как нужно строить свои отношения в настоящем и будущем, по мнению о. Павла, следует обратиться к нашим историческим корням, и прежде всего – к пониманию средневековой культуры, в центре которой были христианские добродетели.

14 Окт 2016 в 20:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв