Просмотров 84

Для Ивана Земнухова как активного участника созидания социалистического общества, основанного на принципах равенства и социальной справедливости, характерно негативное отношение к умонастроениям, переданным в стихотворении М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно». Глубокие мысли «лишних людей», которые фигурировали в произведениях М. Ю. Лермонтов, не могли являться теми образцами, на основе которых советский человек мог выстраивать свою жизнь. «Поэтом сверхчеловечества» называл М. Ю. Лермонтова писатель-декадент Д. С. Мережковский, приветствовавший разгром Франции Германией в июне 1940 года. Такая оценка замыкает круг идей, поскольку декаданс в итоге рождает ницшеанскую идею сверхчеловека, которая рассматривалась идеологами Третьего рейха в качестве краеугольного камня фашистской идеологии. Тем же, кто был окрылён идеей построения совершенного общества на Земле, глубоко чужды как чаяния иного мира, характерные для религиозного мистицизма, так и настроения «лишних людей», в конечном счёте способствующие торжеству идеи сверхчеловека. По своим взглядам на жизнь поколение, к которому принадлежали молодогвардейцы, было чуждо всякому упадочничеству, декадансу, который был свойственен как Серебряному веку русской поэзии, так и настроениям, доминировавшим в то время в среде русской эмиграции.

Искренний романтизм Сергея Тюленина, возможно, мог даже способствовать совершению им каких-то правонарушений в мирное время. Однако в экстремальных условиях войны он трансформируется в смелость и мужество, в готовность пожертвовать своей жизнью «за други своя». Сергей Тюленин является неисправимым романтиком. Его идеалами являются герои того времени, в котором он живёт, а именно Чкалов, челюскинцы, папанинцы. Он живёт в то время, когда «если страна прикажет быть героем, героем становится любой». Его сокровенная мечта, так же как и мечта многих мальчишек Советского Союза 30-х годов, состоит в том, чтобы попасть в школу лётчиков и затем летать на «стальных птицах». Он живёт в единственный период истории страны, когда почётом и уважением пользуется именно люди труда. Советская идеология того времени представляла собой идеологию «Нового мира» и была призвана воспитывать строителей нового общества на основе коллективистских представлений о человеческих взаимоотношениях. Подобных идеологий в чистом виде не существовало в прошлом, хотя некоторые ростки коллективистского общества, социальной справедливости, уважения к человеку труда были свойственны русской православной традиции. Опираясь на такие идеалы, «Молодая гвардия» могла возникнуть именно в советском обществе. Даже в великой русской литературе ХІХ века не существовало художественных образов, подобных молодогвардейцам. Под воздействием суровых обстоятельств, вызванных войной, происходит выявление личностных качеств молодых людей, основу которых составляли героизм и жертвенность.

Отдельные фрагменты романа «Молодая гвардия» по характеру самих описаний можно сопоставить с библейскими эпизодами. Так, изображение в романе картины отступления Красной армии напоминает картину библейского Исхода: «Люди колоннами шли молча, с сумрачными лицами, сосредоточенными на одной думе, настолько поглотившей их, что казалось, люди в колоннах даже не замечают того, что творится вокруг. И только шагавшие обок руководители колонн то останавливались, то забегали вперёд…» [1, с. 182]. Вступление в Краснодон немецких войск выглядит как «явление бесов», от которого переглянулись в ужасе женщины, «которым казалось, что сейчас должно произойти что-то ужасное»: «Как, наполняя собой и грохотом улицу, взревывая на выезде, выползали одна за другой громадные, высокие, длинные грузовые машины, в которых рядами, в куртках серого цвета, в серых грязных пилотках, потные, загорелые, пыльные, сидели немецкие солдаты, держа между ног ружья. Собаки со всех дворов со злобным лаем кидались на машины и прыгали в густой рыжей пыли» [Там же, с. 304].

19 Окт 2022 в 11:12. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв