Просмотров 62

Николай Заболоцкий полагал неземное происхождение стихов, поскольку они не повествуют о жизни, происходящей вне пределов нашего наблюдения и опыта, у них нет композиционных стержней. Стихи отражают несуществующие миры, летя друг за другом, как переливающиеся камни, и слышатся странные звуки из пустоты.

Из 1920-х годов это сущностное схватывание поэзии воплотится в 1990-х именно в стиле Вени Д’ркина, родившемся где-то в космической пустоте бесконечности Вселенной. Он возвращается с неба («Вернулся с неба»), куда, по христианским представлениям, попадают только после смерти. Значит, поэт, преодолев смерть, приходит к людям, да не с пустыми руками, а с гостинцами отдельно для людей и отдельно для детей. Для Вени Д’ркина дети выделены в особое понятие, и по логическому закону тождества, согласно которому любое рассуждение должно быть равным себе, они не подпадают под понятие «люди». Гостинцы, принесенные с неба, припасены и для птиц, поскольку они для поэта равны людям и детям. Но люди и дети не принадлежат небу, в отличие от птиц, которые совершенно свободно могут пользоваться дарами неба. На небе и поэт может справить себе обновку, чего лишён на земле. Обычное извечное ремесло плести корзины не соотносится с ещё одним занятием – клеить конверты – по времени происхождения: появление корзин совпадает с началом цивилизаций, а конверты – изобретение начала ХIХ века. Но предназначение их одно – переносить: в корзинах поклажу, а в конвертах вести. В любом случае поэт выступает как вестник между небом и землёй, между людьми, детьми и птицами. Уходя в небо, поэт отождествляет себя с Логосом, принадлежащим двум мирам одновременно. Он, ощущая свою временность пребывания на земле, не умеет, тем не менее, умирать.  

Гротесково-парадоксальная поэтика весьма свойственна отечественному рок-движению. Вывернутый наизнанку карнавальный мир, эксперименты со звуко-ритмом и визуальностью, скоморошеское и юродивое поведение, перформативность сценического высказывания – это то, что в творчестве отдельных постсоветских рок-групп восходит к обэриутской поэтике. А. М. Литвинов состоялся бы без обэриутов, но логическая линия выстраивается так, что на каждом этапе, в каждой отдельно взятой точке можно увидеть схожесть, стоит только эту линию провести, соединяя точки. Грани между реальностью и ирреальностью у Вени Д’ркина не было, поскольку они сливались, даже не замечая межу, которую можно переступить, шагнув из одного измерения в другое. Заполненное пространство его поэзии без пауз, без лакун не делится на два мира, а представляет единое целое. «В общем, хочется какого-то алогизма в голове. Всё это – творчество. И лучше всего – это писать. Петь – это уже физкультура для голоса, играть – тренировка для пальцев, а приятней всего – это писать, творить. Это шаманство, волшебство, это из разряда любви абсолютной, чего-то там еще… А играть и петь – это всё» [1].

«В стране слишком мало сумасшедших», – повторял создатель группы «Поп-механика» Сергей Курёхин, имея в виду выбивающихся из стандартов времени творящих в любой сфере – не всегда удобных, вежливых, согласных и поддающихся системе. И это относится не только ко времени 1990-х годов, но и ко всей долгой и трудной истории создания поэзии. У Вени Д’ркина не было особых противоречий и рассогласований, не было пафосного протеста против социального устройства. 22 марта 1997 года перед песенным выступлением на концерте, проходившем в Московском рок-клубе на Старой Басманной улице, на вопрос ведущего он ответил: «Декаданса какого-то не было. Система не била. Кроме каких-то напрягов с органами милиции, с паспортным столом, воинским учётом. Просто писалось, и всё. Ничего героического сказать не могу». Но героика была потом, начиная с сентября 1997 года, когда проявилась болезнь, и до 21 августа 1999 года – ухода из этого мира. И при этом – свой собственный запрет себе на признание безысходности угасания тела. Записка из боли, из безнадёги, но всё-таки с лучиком надежды, что всё будет… «Это пишет Др из простыней 504-й палаты. Болею, но всё будет х… Спасибо» (орфография и пунктуация автора сохранены. – В. П.).

19 Окт 2022 в 11:23. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв