Просмотров 99

При этом, однако, такая обращенность – это совсем не обязательно позитивная обращенность; последняя может быть также и предостережением, образцом отрицательного опыта, которого следует избегать. Примером тому является биография Вольтера Т. Карлейля, в которой он пишет: «Его любовь к истине не та глубокая, бесконечная любовь, свойственная философу, которой почти каждый век был свидетелем и которой его собственная эпоха могла представить немало примеров. Его любовь, мы должны заметить, была гораздо ниже любви бедного Жан-Жака, этого полупомешанного мудреца, – она скорее походила на умный расчет, чем на страсть… если мы рассмотрим преобладающий мотив в деятельности Вольтера, то заметим, что в основе он был довольно вульгарен; честолюбие, желание господствовать над людьми – вот средства, которые были в его распоряжении. Он признает только одно божество – это общественное мнение» [5, с. 382].

Другой аспект отрицательного опыта Т. Карлейль формулирует в своем эссе о Дидро: «Все, чего он не мог обсудить, чего, так сказать, он не мог измерить и взвесить, унести с собой, съесть и насладиться им, то для него как бы не существовало. Он целую жизнь прожил в „тонкой коре сознательного”. Громадная, неизмеримая область бессознательного, в которой заключается первое и от которого оно получает значение, была для него чужда в какой бы то ни было форме. Поэтому святыня человечества была постоянно закрыта для этого человека. Где руке его нечего было ощупать, там кончался для него мир… Веру во всех ее известных формах и значении он искоренил в себе с таким усердием, которое не под силу ни одному человеку» [Там же, с. 460].

В обоих случаях Т. Карлейль, в равной степени показывая и достижения, и негативный опыт этих писателей, мыслителей и идеологов, акцентирует особые экстремумы их опыта, которые могут быть ценным уроком для всего человечества. И наиболее ценным он показывает именно их негативный урок.

В качестве обобщающих выводов можно выделить следующие. 1. Жанр биографии как форма передачи культурной традиции представляет собой синтез теоретического, художественного и исторического мышления, целью которого является концентрированная передача целостного культурного опыта в его личностной форме. 2. Этот жанр реализует персонологический метод, суть которого состоит в рассмотрении различных сфер традиционной культурной рефлексии через «призму» личности конкретного человека. Концептуализация бытия выстраивается не по модели макрокосма, а по модели микрокосма. 3. Теоретическим концептом такой модели является не универсалия, а уникалия – особый способ концептуализации личностного видения мира. 4. Уникалии представляют собой образы жизненных миров личностей, построенные с помощью теоретических и художественных средств таким образом, чтобы в максимальной степени актуализировать личностную рефлексию читателя. 5. Экзистенциальное воздействие биографии на читателя в целом соответствует культурной модели «инициации» – «второго рождения», то есть является мощным стимулом общей трансформации его внутреннего мира как развития смысложизненного горизонта и нравственных качеств личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверинцев, С. С. Плутарх и античная биография (К вопросу о месте классика жанра в истории жанра) / С. С. Аверинцев. – М. : Наука, 1973. – 279 с.
  2. Божков, О. Б. Биографии и генеалогии: ретроспективы социально-культурных трансформаций / О. Б. Божков // Социологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 74–87.
  3. Гаспаров, Μ. Л. Светоний и его книга / Μ. Л. Гаспаров // Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Гай Светоний Транквилл. – М. : Художественная литература, 1990. – С. 224–242.
  4. Голубович, И. В. Основы теоретической биографистики : учебное пособие / И. В. Голубович. – Одесса : Изд-во Одесского национального университета им. И. Мечникова, 2011. – 125 с.
  5. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль. – М. : Эксмо, 2008. – 864 с.
  6. Лосев, А. Ф. Диоген Лаэрций и его метод / А. Ф. Лосев // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский ; пер. М. Л. Гаспарова. – М. : АСТ : Астрель, 2011. – С. 3–54.
  7. Петров, М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М. К. Петров. – М. : РОССПЭН, 2004. – 612 c.
  8. Плотников, В. И. Жанр как способ не-сокрытого бытия философии и проблема смысла индивидуальной жизни / В. И. Плотников // Многообразие жанров философского дискурса : коллективная монография / ред. В. И. Плотников. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2001. – С. 219–241.
  9. Рождественская, Е. Ю. Биографический метод в социологии / Е. Ю. Рождественская. – М. : Издательский дом ВШЭ, 2012. – 386 с.
  10. Рустин, М. Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных науках / М. Рустин // ИНТЕР. – 2002. – № 1. – С. 3–16.
  11. Соловьев, Э. Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования / Э. Ю. Соловьев // Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). – М. : Политиздат, 1991. – С. 19–52.
  12. Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас / Э. Ю. Соловьев // Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). – М. : Политиздат, 1991. – С. 3–18.
  13. Фукс-Хайнритц, В. Биографический метод / В. Фукс-Хайнритц // Биографический метод: история, методология, практика. – М. : ИС РАН, 1994. – С. 11–41.
  14. Холиков, А. А. Биография писателя как жанр : учебное пособие / А. А. Холиков. – М. : ЛИБРОКОМ, 2010. – 96 с.
  15. Цвейг, С. Три певца своей жизни (Казанова, Стендаль, Толстой) / С. Цвейг ; пер. с нем.: П. С. Бернштейн, В. А. Зоргенфрей. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 352 с.
  16. Эмерсон, Р. Нравственная философия / Р. Эмерсон. – М. : ACT, 2001. – 384 с.
  17. Яковлева, С. В. Биография как педагогический феномен / С. В. Яковлева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – Вып. 76-2. – С. 286–289.

Saunders, M. Self-Impression: Life-Writing, Autobiografiction and the Forms of Modern Literature / M. Saunders. – Oxford : Oxford U. P., 2010. – 563 p.

09 Дек 2019 в 11:12. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв