Просмотров 603

Свобода не может быть абсолютной. Границы физической свободы определяются уровнем материально-технического и научного развития общества. Общество в целом действует негэнтропийно, аккумулирует энергию, артефакты и ресурсы, контроль за которыми является целью любой власти, и распределяет накопленное могущество свободы между людьми. В антагонистических обществах это происходит несправедливо. Посредством политики и права свобода дозируется и распределяется неравномерно, независимо от типа государства. Свобода в таких обществах используется для подавления и эксплуатации как собственных индивидов, так и других народов и отдельных государств, что влечет негативные последствия, вплоть до исчезновения культур и народов и саморазрушения государств.

Поэтому сохранение уровня достигнутой свободы коллективного субъекта, которая проявляется в организации совместной деятельности многих людей, требует появления свободы особого типа, нравственной свободы, нацеленной на проявление заботы и поддержки индивидов. Нравственная свобода предполагает господство индивидов над своими поступками в сфере морали, которое достигается посредством познания и усвоения моральной необходимости.

Сфера нравственной свободы ограничена сферой морали – ее предметом и психологическим уровнем развития морального сознания (моральной вменяемости общества в целом и отдельного индивида в частности). С функциональной точки зрения мораль не удел одиночек, она представляет собой один из способов социальной регуляции взаимоотношений индивидов. Социальная регуляция происходит путем целенаправленного культурного влияния на формы и способы движения людей во всех социальных сферах их жизнедеятельности. Социальная регуляция является преимущественно регуляцией социальных интересов, обеспечивающих социальную активность, поступки людей. Интересы людей неизбежно сталкиваются, что порождает нескончаемую череду конфликтов в обществе. Предметом моральной регуляции являются такие конфликты интересов, которые, в отличие от политического и правового насилия, разрешаются посредством добровольного самопожертвования индивидами своих интересов в пользу чужих. Поэтому все нравственные нормы парадоксальным образом противоречат личному эгоистическому интересу индивида, требуют от него отказаться от личного счастья в пользу общественного. А это значит, что нравственная свобода необходима не для удовлетворения эгоистических потребностей человека, а, напротив, для осуществления защиты чужих интересов, интересов общества от самого индивида. В этом сама суть морали – уберечь интересы общества, других людей от эгоизма отдельного индивида. Общество дает индивиду возможность удовлетворять свои личные интересы в границах существующих и действующих в нем представлений о социальной справедливости. В то же время общество требует от индивида не только соблюдения принятых представлений о справедливости, но и воспроизводства и защиты существующих норм. Сказанное значит, что моральная необходимость является одним из проявлений социальной необходимости, необходимости в сохранении и развитии социального организма, законом существования общества, ограничивающим произвол и зоологический индивидуализм индивидов в виде специфических требований (нравственных норм) к поступкам людей в обществе. Суть моральной необходимости заключается в необходимости согласования интересов индивидов с интересами и целями социального развития. А поскольку эти цели определяются политическим путем, мораль выступает функцией от политики и зависит от политического устройства общества. Политика наиболее отчетливо выражает историческую необходимость, вместе с которой меняется и моральная необходимость, которая трансформируется в соответствии с требованиями общества и существует во множестве конкретно-исторических форм.

08 Мар 2023 в 20:34. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв