Просмотров 59

Стремление выйти за свои пределы, оказаться за границами предписанных установлений – базовое свойство экзистенции. Человек есть то, что стремится себя превзойти, и поэтому порыв вдаль, наперекор всем жизненным и мыслительным привычкам, выступает как модус существования для мыслителя и деятеля и как большой соблазн для экзистенции, сущей в неподлинности. Постав идет навстречу этой неподлинности, формируя немир.

Теперь мы можем уточнить категорию немира с учетом философского анализа постава. Немир выступает как разрушение мира подручности, отсутствие мирности в отношениях и выход в состояние войны, причем характерной чертой немира является направляющая сила постава – технического отношения к миру.

Техническое отношение к миру основано на субъект-объектном отношении человека к природе, где человек выступает как носитель разума и субъект действия, а природа – как материал, подлежащий преобразованию. Как показывает специалист по истории науки А. Ахутин, такое отношение начало формироваться в католический период развития западной цивилизации, но открыто вышло на сцену и стало задавать вектор социокультурного развития в Новое время [3].

В ХХ и XXI веках постав требует технического отношения не только и не столько к миру как миру подручного, сколько к человеку. В границах немира экзистенция рассматривается как наличное бытие, требующее технического отношения. Если говорить языком Канта, постав задает императив отношения к человеку как к средству, а не к цели. Экзистенция насильно загоняется в рамки наличного бытия и используется как средство.

В этом горизонте разворачивается деятельность по дегуманизации русских, активизировавшаяся в Украине с 2014 года. В фильмах, книгах, комиксах, детских сказках, научных текстах и агитационных мероприятиях русские предстают как дикие существа чуждого мира, лишенные человеческого начала, которых можно и нужно убивать [5]. Дегуманизация служит подготовительным шагом для легитимации насилия против русских в общественном сознании Украины, и результаты этого процесса наблюдаются в Донбассе, в ходе дискриминационной войны против его народа, а также в Украине в ходе спецоперации в 2022 году.

Стремление В. Суханцевой опереться на интеллигенцию в борьбе с немиром столь же понятно, сколь и невыполнимо. Для того чтобы реализовать такую опору, автор неправомерно расширяет объем понятия, отождествляя интеллигента и нравственного субъекта, относя к интеллигенции как крестьянку, спасающую людей от погромов, так и фабриканта из «Списка Шиндлера», вывозящего евреев. Уже сами эти примеры показывают, что термин применятся неправомерно. Во всех этих случаях мы имеем дело с этическими поступками и с моральными людьми, однако отождествление их с интеллигентами выглядит надуманным и неуместным.

Внесение этического смысла в понятие «интеллигенция» постоянно проводится заинтересованными кругами, но основывается на посылке, не выдерживающей критики, а именно на предположении, что сильный интеллект и/или творческие способности помогают лучше понять и точнее применять моральный императив. Между тем интеллект и творчество, раскрывающие перед человеком мир идей или эстетической коммуникации, и воля, направляемая моральным законом, суть автономные сферы человеческого бытия. Автономию воли обосновал Кант в «Критике практического разума». Основные усилия Канта были направлены на обоснование автономии воли от религии, и несомненно, этот аспект был близок В. Суханцевой. Однако в то же время Кант обосновал независимость воли от интеллекта и творчества, науки и эстетики. Для Канта это три разные сферы человеческой деятельности, анализ каждой из них он проводит в отдельной книге – «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Таким образом, ни интеллектуальные достижения, ни способности к творчеству не могут служить моральным компасом. Моральным компасом служит способность человека не относиться к другим как к средству, то есть именно то, что в наши дни активно искореняет немир.

Таким образом, философский анализ понятия «немир», впервые проведенный В. Суханцевой и вписанный ею в контекст войны Украины в Донбассе, сохраняет свою актуальность и в 2022 году. Эта актуальность не уменьшилась, поскольку структуры немира, направляемые требованиями постава, относящегося к человеку как средству, успели укрепиться на захваченном культурном пространстве. Немир сформировал замкнутый универсум, в который погрузилась Украина, дискириминирующая и дегуманизирующая как своих соседей, так и своих граждан, реализуя требования постава обращаться технически с экзистенцией.

19 Окт 2022 в 11:55. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв