Просмотров 240
УДК 003.6
Т. В. Филатьева
Понятие интертекстуальности – междисциплинарный феномен, используемый сегодня достаточно часто. Его методологическую продуктивность многие ученые рассматривали в основном в ограниченной сфере литературоведческих исследований. Однако эвристический потенциал данного понятия представляется намного богаче, и связан он прежде всего с гуманитарными и культурологическими исследованиями. Литература как вид искусства является формой культуры, что позволяет нам установить логические взаимосвязи в вопросах интертекстуальности. Современная культура строится на претекстах, а интертекстуальность – это всеобъемлющий метод исследования текстов культуры, о появлении которого можно говорить задолго до теории Ю. Кристевой.
Теория интертекстуальности стала популярной в сфере исследований лингвистов и литературоведов, а также культурологов, искусствоведов, историков и т. д. Междисциплинарное понятие «интертекстуальность» позволяет находить «текст в тексте» не только в литературных (художественных), но и в публицистических, рекламных, искусствоведческих текстах, причем как текстографического, так и визуального характера. Много «чужих слов» присвоено разными культурами, иногда мы даже не замечаем этого «присвоения». Рассмотрим далее некоторые аспекты становления интертекстуальности, выделив подходы к ее изучению.
Интертекстуальность рассматривали в своих трудах как зарубежные (Р. Барт, Ж. Женнет, Ю. Кристева, М. Риффатер, П. Аллен, Н. Пьеге-Гро и др.), так и отечественные ученые (М. Бахтин, Ю. Лотман, Ю. Степанов, А. Кремнева, Е. Бразговская и др.), которые раскрыли вопросы теории интертекстуальности в литературоведении и лингвистике.
Цель статьи – рассмотреть методологическую и эвристическую значимость интертекстуальности как методологической процедуры в философско-культурологических исследованиях.
Анализ соответствующих источников позволяет утверждать, что зачатки интертекстуальности можно найти в теории подражания Аристотеля, в трудах Платона, т. е. в эпоху Древней Греции. Так, Аристотель в своих работах указывает, что искусство, обладая универсальным характером, строится на подражании, которое носит эвристический характер; последний основан на художественно-эстетическом обобщении, производимом человеческим сознанием. Процесс подражания в искусстве обеспечивается посредством ритма, слова и гармонии. В основе художественного подражания, по мнению Аристотеля, лежит свободная игра художественного воображения. А. Лосев утверждает, что мимезис у Аристотеля – это человеческое творчество, получаемое благодаря природным склонностям.
Уже в «Поэтике» Аристотеля мы видим намек на интертекстуальность: «Так как поэт есть подражатель, так же как и живописец или какой-нибудь иной создающий образы художник, то ему всегда приходится воспроизводить предметы каким-нибудь из трех способов: такими, каковыми они были или есть; или такими, как их представляют и какими они кажутся; или такими, каковы они должны быть» [1, с. 115]. Данная цитата демонстрирует нам, что каждый поэт, живописец, создавая художественные образы, должен соблюдать правила передачи образов; это, в свою очередь, позволяет понимать художественные образы, исходя из трех способов их воспроизведения. По Аристотелю, подражание рассматривается как метод творчества, результатом которого является рождение образа, того, что создано.
В эпоху Античности появляется диалог как форма общения, который впоследствии станет основой концепции интертекстуальности. Теорию диалогов в своих трактатах развивали софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Философы утверждали, что диалог способствует передаче духовных ценностей. Субъект-субъектная основа диалога способствует со-творчеству, со-деятельности, основанным на самоценности человека, важности его свободы. Диалог как способ приобщения к Логосу мог состояться только при условии отсутствия субъектов, претендующих на истину. Диалоги позволяют проникать в психологию персонажей, понимать подтексты реплик и поступков, распознавать их скрытое значение. Об умении извлекать смысл из диалога в то время говорил Сократ. Так, уже на данном этапе теория диалога помогла раскрыть мощный эвристический потенциал данной формы коммуникации [7].
08 Мар 2023 в 20:29. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.