Просмотров 218

В общем виде эту особенность художественного образа отмечают К. Лойфман и М. Руткевич. Исследователи подчеркивают, что системный подход к художественному образу как общему явлению для всех видов искусств требует признания универсальности трехаспектной модели художественного образа, в частности таких его сторон, как наглядно-изобразительная, оперативно-конструктивная и оценочно-экспрессивная. Остановимся на трехаспектности художественного образа, поскольку самостоятельность художественной реальности первично определяется на этом уровне. Итак, художественный образ содержит три компонента, из-за чего нельзя рассматривать его как четкое воспроизведение объективной реальности. Кроме информации о реальности (наглядно-изобразительный аспект), в художественном образе присутствует субъективная оценка автора (оценочно-экспрессивный аспект) и дана установка определенного способа действия или, возможно, раскрыта тенденция, которую следует ожидать в будущем (оперативно-конструктивный аспект). Вместе с тем, характеризуя творческую деятельность автора литературного произведения, нельзя сказать, что она абсолютно свободна. Именно поэтому можно говорить не просто о художественном творчестве, а о конструировании художественной реальности. Под свободой творчества понимается возможность создать литературный мир или изобразить художественную реальность по своему желанию, воплотив свои выдумки, но этот создаваемый писателем мир должен быть внутренне логичным. Важная задача – построить внутренне логичный литературный мир, который должен учитывать автор художественной реальности, связанный с критерием существования всех искусственных реальностей. Указанное выше позволяет утверждать, что критерием существования сконструированных человеком реальностей является внутренняя связанность реальности. Через этот критерий художественная реальность как одна из искусственных реальностей имеет целостную систему с определенными закономерностями.

Свободу творческой деятельности автора художественной реальности ограничивают также требования жанра, в котором он работает. Выдумка автора должна отвечать также нормативам и правилам жанра. Автор должен выходить за его пределы. Поскольку элементом художественной реальности является художественный образ, автор должен учитывать, что различные художественные образы неодинаково отражают действительность и определенные жанры «требуют соответствующих художественных образов». Например, по сравнению с другими жанрами работа в fantasy дает больше свободы. Автор fantasy может сконструировать художественный мир из любых своих измышлений, то есть даже из выдумок, содержащих то, чего нет и не может быть в объективной реальности, и то, что отражено в научной реальности. Так, в fantasy законы естественного мира могут нарушаться; вещи могут приобретать свойства и функции, которыми они не обладают в объективной и научной реальностях. Ведь данный жанр и предполагает, что созданный мир должен быть не похож на то, с чем мы сталкиваемся в обычном мире. А то, что не вписывается в эти реальности, называется волшебством. Здесь многое зависит от желания автора.

02 Окт 2017 в 14:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв