Просмотров 273

В конце XIX века художники начали скрывать лица, маскироваться. А. Блок советовал: «Ты железною маской лицо закрывай» [Цит. по: 6, с. 98]. И. Бунин говорил, что все писатели вокруг «ряженые», один ходит в толстовке, другой работает «под испанца». Сам И. Бунин хотел сохранить собственную личность, но сделать это в условиях активной культуры, которая трансформируется, становилось все труднее. Начиналась эпоха имиджей. Одним из первых, кто почувствовал наступление «тяжелых времен» для «открытой личности» и исповедального выражения, был бельгийский художник-сюрреалист Р. Магритт. Он понял, что в мире имиджей и видимостей творцу следует скрываться, мимикрировать, быть «таким, как все», – отсюда созданный художником образ «усредненного», похожего на всех человека в котелке [4, с. 28]. На картинах Р. Магритта лица персонажей или закрыты маской, или отсутствуют вовсе. На одной из картин вместо лиц изображены два затылка – сам персонаж отражен в зеркале. «Массовая культура постаралась усреднить и опошлить, превратить в штамп и общее место такую первостепенную ценность человеческой культуры, как индивидуальная, неповторимая, своеобразная человеческая личность» [9, с. 49]. Например, художник Л. Табенкин свое внутреннее «Я», свою личность чаще всего выражает в образах мощных летящих птиц или сидящих орлов, что дает «романтическую» альтернативу «бытовой» реальности и взлетов творческого духа [8, с. 4]. У художника, на наш взгляд, в последние годы получаются мужские и – особенно – женские образы, имеющие положительный заряд, естественность и некую своеобразную красоту. «Художник одухотворяет образы птиц-женщин, бегущих, танцующих. И в этих работах он приоткрывает какие-то новые черты «своего» лица. Не только гротеск и язвительность в адрес реальности, не только поднебесный полет мощных птиц как идеал – но и попытка лирического осмысления жизни в ее обычных проявлениях, увиденных в широкой, общекультурной перспективе» [Там же, с. 23]. «Все, что делает человек в своем символическом мире, является попыткой отрицания и преодоления его гротескной судьбы. Он доводит себя до самозабвения играми, психологическими приемами и личными увлечениями, настолько далекими от реальности его положения, что все они являются формами безумия – согласованного безумия, коллективного безумия, замаскированного и благородного безумия, но все равно именно безумия» [1, с. 1]. Это выражение З. Баумана мы приводим для характеристики современного общества постиндустриальной эпохи. Какой он, художественный образ человека этого общества, общества «коллективного безумия»? Еще X. Ортега-и-Гассет писал: «Новое искусство уже самим фактом существования заставляет среднего гражданина осознать себя тем, кем он и является – простым едоком хлеба, слепым и глухим к чистой красоте, неспособным воспринять таинство нового искусства» [7, с. 187]. Искусство можно определять как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена смыслами, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависящий от времени и места характер. Оно нацелено на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видения вселенной.

02 Окт 2017 в 14:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв