Просмотров 47
УДК 18.37.01
Р. А. Куренкова
Второй российский эстетический конгресс проходил с 1 по 3 июля 2021 года в Екатеринбурге на базе Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. После тяжелых ковидных времен 240 участников из 28 российских городов, а также зарубежные участники из Киева, Минска, Софии, Лейбена, Сан-Франциско в формате онлайн и офлайн смогли наконец осуществить научную и творческую коммуникацию в столь необходимой и сверхважной сфере, как эстетика.
В 90-х годах прошедшего века мне не раз приходилось слышать от выпускников, окончивших наши отечественные школы с золотыми медалями, вопросы о том, что такое эстетика. Очень хотелось бы надеяться, что сегодня времена изменились в лучшую сторону и выпускники наших современных школ хотя бы приблизительно знают что-нибудь об этой удивительной науке.
Задача ученых сегодня – рефлексия современного предметного поля эстетики как философии красоты, эстетической чувственности и искусства. Кому-то сегодня любовь к красоте представляется ненужной, сомнительной и даже подозрительной. Утилитаризм наших дней все чаще культивирует низменное и отвратительное. «Эстетизм – какая пошлость!» – восклицают ультрамодернисты. Кто-то свою порцию счастья связывает с чувством удовольствия, комфорта, заявляя: «Я эстетик, мне нужна комната с видом на море!»
Ученые в области философской эстетики пытаются восполнить дефицит смыслов красоты и интерпретировать их в условиях нового цифрового и медиа-пространства. Внимания к классике и научным традициям в ситуации расширяющегося поля эстетики явно недостаточно. Вот почему на Конгрессе прозвучали новые прорывные идеи, были обозначены смелые позиции, позволяющие ввести новые смыслообразующие формы для нашего гуманистического существования, привлечь внимание к тотальной необходимости эстетического и художественного образования и воспитания.
После официальных приветствий участники Конгресса приступили к пленарной дискуссии «Эстетическое наших дней: феноменологии, сущности, способы описания». Открывая эту дискуссию, заведующий кафедрой эстетики, этики и культурологии Уральского гуманитарного института УрФУ, профессор, доктор философских наук Л. Н. Закс прежде всего обозначил изменение предмета эстетической науки. Эстетическая реальность стала иной по сравнению с классической картиной мира. Произошла тотальная эстетизация всех сфер жизни, то, что было на периферии научных интересов и не имело отношения к эстетике, сегодня находится в центре эстетического опыта, онтологической и феноменологической рефлексии. Мы наблюдаем переход к эстетической континуальности, непрерывности, размытости границ эстетического. Возникают новые эстетические модальности, новые смыслы. Оратор обратился к графике Павла Удалова, где городские пейзажи с гаражами, пустыми перекрестками предстают как реальность несчастного эстетизма. На картинах нет ни одной человеческой фигуры. Мир без человека, без человеческого тела. Приведен был и другой пример: фотографии и инсталляции, где человеческое тело показано изнутри через демонстрацию внутренних органов. Это особый тип эстезиса через насилие над человеческим телом. Подобная эстетизация реальности связана не с классикой красивого и притягательного, а с такими порядками эстетического, которые значительно ближе к безобразному и отталкивающему.
09 Апр 2022 в 23:33. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.