Просмотров 27

УДК 655.26:316.722

 Т. В. Мала

Одним из первоисточников формирования цивилизации и двигателей прогресса является книга. Каждое издание: учебное, научное, техническое, художественное или энциклопедическое – несет в себе необходимую информацию для развития человека любого возраста и профессии. Поэтому основная задача дизайнера – качественное проектирование книги, которая бы не только художественно-образными средствами, но и средствами набора текста привлекала внимание читателя, вызвала у него соответствующие художественно-образные ассоциации, формировала его эстетический вкус и мотивировала устойчивую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Ведь графический дизайн является неотъемлемой составляющей дизайна в целом и детерминантой формирования и развития уровня культуры современного общества.

Прежде всего дизайнер-график должен определиться в выборе шрифта, что является достаточно ответственным, важным и сложным делом. Для каждого типа издания следует применять соответствующие по целевому назначению группы шрифтов; необходимо также учитывать, что каждая книга ориентирована на конкретную возрастную категорию читателей, для чего выбирается нужный по кеглю и гарнитуре шрифт. Кроме того, каждый дизайнер должен понимать, что важно спроектировать книгу так, чтобы в ней было легко ориентироваться.

Выразительные средства набора шрифта, его художественной формы всегда считались предметом особого внимания искусствоведов и дизайнеров прошлого. Исторически сложившиеся характерные рисунки шрифтов несут в себе, вероятно, определенные стилевые и национальные признаки. Форма букв способна вызвать ряд ассоциативных представлений. Характер шрифта и способ его компоновки, в частности, говорят о статике или динамике.

Однако анализ качества использования выразительных средств набора текста в книгах свидетельствует о том, что современные дизайнеры-графики довольно часто используют кегль и гарнитуру шрифта, которые не соответствуют содержанию, назначению книги, возрастной категории читателей. Кроме того, анализ научной литературы показал, что, хотя проблема применения выразительных средств набора в книгах различного назначения и изучалась искусствоведами прошлых лет (Е. Адамов, Е. Бельчиков, В. Быков, Б. Валуенко, Я. Василишин, А. Гончаренко, В. Ляхов, Н. Сокольникова), на сегодняшний день не найдено научных работ, которые были бы направлены на исследование данной проблемы в контексте дизайна современных изданий.

Вышеуказанное свидетельствует об актуальности проблемы и дает все основания сформулировать цель статьи: описать возможности выразительных средств набора в дизайне современных изданий.

Считаем необходимым начать с того, что основной материал и способ, с помощью которого формируется внутренняя архитектура книги, – это наборный шрифт и нешрифтовые наборные элементы. Буквы служат своеобразными «кирпичиками», из которых состоят полосы набора, создаются рубрикации, справочные элементы книги. Шрифт, его рисунок, начертание, размер, цвет помогают решению целого ряда утилитарных, функциональных и эстетических художественных задач.

29 Дек 2023 в 08:40. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв