Просмотров 247

…И ДУМЫ

Исследуя современный фотопортрет (именно к нему в последние годы свелась практическим вся портретная работа), приходится отметить две важнейшие тенденции.

Первое. Это описанные ещё Бартом и Бодрийяром взаимоотношения референта, оператора и спектатора, в которых главенствующую роль играет именно мнение коллективного спектатора. Роль оператора на сегодня становится ничтожной, учитывая печально известный тезис Р. Барта о «смерти автора». Хотя Барт исследовал авторов литературных, текстуальных произведений, мы помним, что в конечном итоге всё есть текст. Следовательно, дискурс «современного портрета» определён в большей степени ожиданиями, которые на него возлагает коллективный спектатор. Если нет соответствия ожиданиям, то сколь угодно интересный месседж окажется за гранью восприятия. Фотоизображение человека, которое не соответствует современной медийной парадигме, не будет признано портретом – в прямом смысле этого слова: «Я вижу только то, что знаю».

Таким образом, в массовой фотографической и даже, с позволения сказать, в «элитарно-живописной» культуре (Белковский, Шилов, Сафронов) взаимодействие портретируемого, портретиста и зрителя полностью выродилось в доминирование медиума. Медиум управляет мотивами референта. Медиум управляет способностью к суждению коллективного спектатора. Автор портрета превратился в оператора – функция медиума, уже почти носильщика и охранника своей возлюбленной фотокамеры. Эмоции (если и сопровождают этот процесс) выродились до примитивных «нра» – «не нра» (нравится – не нравится. – Прим. авт.), неологизмов, присущих среде интернет-тусовок, а то и вовсе до суррогатов эмоций, т. н. «лайков».

Второе. Попытка автора (которого как бы уже нет) придать портрету эмоциональную значимость всегда была единственно стоящим поводом для портретной работы как таковой. Автор, ставя задачу создать уникальный эмоциональный образ портретируемого, должен искать индивидуальные формы визуализации, а это неминуемо приведет к выходу полученного портрета из области, воспринимаемой коллективным спектатором. Возникает парадоксальное и трагическое для современного портрета состояние, когда чем более индивидуальные и новаторские средства используются автором, тем менее шансов на признание истинного Портрета таковым с точки зрения спектатора. Автор отчаянно (даже если такое случается) ищет пути, как запечатлеть эмоцию и дух, но его усилия не признают, и автору приходится учитывать мнение спектатора, которое изначально сформировано медиумом и руками предыдущих поколений НЕ-авторов, но операторов. Современные фотопортретисты вчера, сегодня и завтра были и будут под гнётом всепоглощающей страсти «лайков» и масс-медийной культуры. Ограниченность времени бытования портретиста усугубляется его же леностью и отсутствием спроса на реальный Портрет, что раскручивает колесо фотографической сансары с устрашающим ускорением.

02 Окт 2017 в 13:15. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв