Просмотров 185
УДК 7.01
О. Б. Левченкова
Общение является необходимым условием всякой человеческой деятельности, в том числе художественной. Искусство немыслимо вне общения. Само творчество и интерпретация художественного произведения являются формами общения: реципиента с автором и его героями; автора и его героев с реципиентом.
Общение – это не просто обмен информацией, это движение смыслов в социальном пространстве и времени [7]. Произведение искусства создает художественное и коммуникативное пространство одновременно. А. В. Соколов выделяет ряд форм коммуникационного взаимодействия, которые мы встречаем и в искусстве. Прежде всего, это подражание – обязательный момент в обретении мастерства, передаче умений и навыков от учителя ученику. Однако уровень подражательности – только ступень на пути к подлинному искусству, произведения которого уникальны и неповторимы, несут новые смыслы и открывают новые формы их воплощения.
Искусство – это диалог, сложные отношения автора и героев произведения, диалог автора с самим собой в процессе творчества, диалог художника со зрителем, слушателем (Е. С. Чичканов предлагает свою авторскую типологизацию форм диалога в искусстве, включающую 15 диалоговых структур [9]). Автор произведений искусства может быть как коллективным, растворившимся «в правилах и нормах традиционной творческой практики (фольклор, народное искусство. – О. Л.)» [7], так и неповторимой индивидуальностью со своим почерком и стилистикой. Зритель, слушатель, читатель, представляя индивидуальную и неповторимую личность, в то же время может рассматриваться и как носитель вкусов той или иной социальной группы или эпохи.
Искусство может выступать также и формой управления людьми, как средство наиболее тонкого и эффективного воздействия на чувства и сознание реципиента. Под звуки марша легче идти в бой, а медитативная музыка успокаивает разум и чувства. Художественное произведение, воздействующее на ум и чувства человека, всегда содержит в себе воспитывающий, преобразующий человека потенциал. Этим пользуются идеологи государства. Не случайно в советское время к работе по написанию серии книг «Пламенные революционеры» замыслившие это грандиозное предприятие писатели и пропагандисты (серия издавалась более двадцати лет) привлекали известных, пользующихся популярностью у читателей авторов, таких как: В. Аксенов, Ю. Трифонов, В. Войнович, Б. Окуджава, Н. Эйдельман. Они понимали силу воздействия искусства и его воспитательное значение.
18 Апр 2019 в 14:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.