Просмотров 95
УДК 130.2:18
Л. Б. Мизина
Коммуникативная природа культуры как смысловое поле человечества определяет ее диалогическую форму бытия. Из множества аспектов диалогичности, обусловленного многогранностью человеческой деятельности, представляет интерес исторический срез диалога в мире искусства.
История культуры, органической частью которой является искусство, по сути представляет собой постоянный диалог настоящего с прошлым или будущим.
Эстетическое многообразие мира искусства стало возможным именно в силу этого постоянного диалога исторически сформированных способов художественного отражения жизни, воплощенных в конкретных видах и жанрах, стилевых течениях и направлениях. Живописность архитектуры, музыки, литературы или музыкальность живописи, литературы, появление новых разновидностей и жанров на стыке разных видов, становление театра и кино как синтетических видов, интерпретация художественного наследия, иное прочтение конкретного произведения на языке другого вида или жанра – все это результат диалога в смысловом поле искусства.
Сам механизм диалога воплощен в логике закономерностей исторического движения искусства. Схема «вопрос – ответ» в качестве результата имеет либо отрицание, либо согласие (полное или частичное). В истории искусства эта схема предстает в виде преемственности разных художественных эпох, включающей в себя момент отрицания.
Собственно, первое отрицание предшествующей историко-художественной формы произошло в эпоху Средневековья относительно Античности, то есть еще до появления научного историко-художественного знания. В дальнейшем с появлением науки об истории искусства эти отрицания происходили почти синхронно на уровне теоретическом и практическом. Каждая последующая историко-художественная форма отрицала предыдущую и обращалась к той, что предшествовала предыдущей. А в историко-художественной мысли мы видим неоднократные колебания интереса к отдельным историко-художественным формам.
История искусства как наука начиналась в эпоху Ренессанса с отрицания готики и возвеличивания античного искусства, в XVII в. угасающий свет Ренессанса вобрал в себя классицизм, вместе с тем постепенно формировалось негативное отношение к барокко, окончательная реабилитация которого состоялась лишь в ХХ в. Между тем интерес к Ренессансу восстановился в эпоху Просвещения, и одновременно началась реабилитация готики. В пределах одной эпохи, одного периода мы наблюдаем возникновение различных концепций, которые обосновывали свое негативное или позитивное отношение к тем или иным историческим формам искусства.
В рассмотрении исторического аспекта диалога в искусстве необходимо учитывать противоречие между реальной художественной практикой и ее теоретической рефлексией, которая может не только находиться в тесной связи с практикой, но и либо запаздывать по отношению к ней, либо опережать ее. Различный характер соотношения теории и практики искусства определяет и соответствующие особенности диалога в этих сферах.
18 Апр 2019 в 14:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.