Просмотров 113

УДК 18.78.01

Л. А. Воротынцева

«Музыкальное мышление композитора – это процесс, в результате которого создается произведение музыкального искусства как реально звучащая форма культурных ценностей, где статус звучащей реальности приобретают базовые идеалы культуры», – пишут в своей статье Н. Копцева и В. Лозинская [2, с. 1]. Исследователи определяют композитора как гениального мастера, способного воплотить эстетический идеал в некую звучащую форму, используя при этом все доступные средства музыкальной лексики. Определяющими факторами в творческом акте выступают аудиальные ощущения, восприятия, закрепленные памятью аудиальные представления. Все это представляет собой процесс аудиальной рефлексии как собственного созидающего Я, действительности, пропущенной сквозь субъективизм авторской концепции, а также реальности, рождающейся в сознании автора. Кроме того, создание музыкального произведения – это не что иное, как проявление ценностного отношения композитора к миру, а созданная звуковая реальность способна отразить конкретные культурные ценности. Такой подход к пониманию музыкального мышления, в частности, выделения в отдельную типологию композиторского мышления, обусловливает актуальность и необходимость настоящего исследования, цель которого – проанализировать конкретное музыкальное произведение в контексте композиторского мышления.

Проблемами музыкального мышления активно занимались представители всех гуманитарных наук, начиная с философии и эстетики и заканчивая музыковедением, но его типологизацией и конкретизацией на основе музыкального материала – единицы. Среди таких ученых Т. Адорно, И. Ильин, Б. Асафьев, В. Медушевский, М. Арановский, Я. Пономарев, Е. Вязкова и др.

Согласно современной философии музыки, в ситуации кризиса авторского самовыражения, «смерти» самого принципа композиции дело маэстро – интерпретирование уже бытийствующего в культуре текста. Но не просто существующего и созданного когда-либо, а особого метафизического материала, который можно уловить с помощью определенной способности воспринимать космические эманации. Каждый представитель музыкального модерна обладает особым сверхъестественным слухом, нацеленным, по словам современного ростовского композитора-метамодерниста Г. Толстенко, на «слуховую материю астрального плана».

Вместе с новым образно-эмоциональным пространством эпоха метамодерна вызвала преображение самого языка композиции, а самое главное – авторского мышления, которое становится многомерным и глубоким, архаичным и одновременно техничным.

09 Апр 2022 в 15:48. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв