Просмотров 105

УДК 130.2.792

А. П. Афанасьева

Изменение состояния современного общества в целом и культуры в частности являет собой непрерывный процесс развития. Распространение цифровых технологий, клиповость мышления современного человека дает повод говорить о том, что последние десятилетия ознаменовали появление нового этапа не только в мировой театральной культуре, но и в особенностях развития культуры региональной.

Человечество находится в активном процессе формирования новой культурной эпохи благодаря стремительному развитию цифровизации во всех сферах социальной деятельности, необыкновенному прорыву в научной сфере, появлению инновационных способов коммуникации, изменению социального самосознания. Эти явления в течение последних двадцати лет, несомненно, затронули процессы, которые можно проследить, обращаясь к творчеству луганских театров.

Уже в 90-х годах XX столетия ученые всего мира и деятели искусства серьёзно заговорили об упадке постмодернизма, и с тех пор ведется работа по выявлению специфических характерных особенностей современной реальности во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере культуры. Формирование новой парадигмы перестает быть чем-то абстрактным и остро требует идентификации в современном определении.

Термин «модерн», который лег в основу обозначения определенного культурного периода, по мере того как этот период близится к завершению, трансформируется в новые термины, призванные обозначить изменившиеся реалии. Таким образом появился термин «постмодерн», потом даже «постпостмодерн», и вот в культурном поле уже лет десять популярен термин «метамодерн». Это понятие отражает изменения в состоянии культуры с начала 2000-х годов до наших дней. Несмотря на то, что данный термин использовался в узких кругах литературоведов ещё в 1970-х, в обиход он был введён лишь в 2010 году голландскими философами Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером в работе «Notes on Metamodernism», опубликованной в журнале «Journal of Aesthetics & Culture» [1, с. 5].

Особенностью, отличающей метамодерн от предшествующих ситуаций – модерна и постмодерна, является принцип осциллографии. Это понятие является ключевым компонентом метамодерна, суть которого определяет вечное колебание: от модерна к постмодерну, от энтузиазма к апатии и наоборот. Это своего рода «маятник», постоянно меняющий своё положение в пространстве. Эта «маятниковость» и стала основополагающим фактором становления современной культуры.

Под влиянием ситуации метамодерна изменения коснулись и театральной жизни Луганщины, причем затрагивают они не только деятельность театров, но и восприятие публики, ее потребности. Появление новых театральных форм, жанров, интерпретаций, экспериментальной драматургии, использование виртуального пространства для режиссерских решений – все это на протяжении двух последних десятилетий происходит на театральных сценах Луганска.

Рассмотрим подробнее, чем же ознаменовался ХХI век для луганской театральной культуры. «Мы куем своё искусство, своё национальное искусство. Основа нашего искусства – живая правда, живой человек», – говорил В. И. Немирович-Данченко, и для театральной культуры Луганщины сегодня этот принцип имеет особую актуальность [5, с. 118].

В Луганске на сегодняшний день существуют три профессиональных театра: Луганский академический русский драматический театр имени П. Луспекаева, Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной и Луганский академический театр кукол. Имея давнюю историю и устоявшиеся традиции, каждый из этих театров занимает определенную нишу в культурной жизни Луганска. Однако творческие инновации и эксперименты, которые в начале 2000-х годов публика и театральные критики принимали с некоторым недоверием, сегодня прочно укрепились в репертуаре.

19 Окт 2022 в 11:33. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв