Просмотров 197

Выдающийся гитарист Л. Леньяни, выступавший на одной сцене с Н. Паганини и восхищавший своей игрой на инструменте публику в Вене, Париже, Турине, является автором каприсов, квартетов, сонат и вариаций для гитары. Его отмечают как «нестандартного» композитора. Концерты для гитары с оркестром Л. Леньяни наполнены блестящими, виртуозными партиями соло, а также, по мнению исследователей, в произведениях заметно влияние Дж. Россини. Лёгкость партий сочетается в предельно ясной форме, оркестровые tutti рельефны и бравурны. Такое сходство с оперным композитором вполне обосновано, ведь Л. Леньяни был не только гитаристом-виртуозом, но и певцом.

В период расцвета романтизма гитара уступает место фортепиано. Этим был отмечен конец первого золотого века гитарного искусства. Однако некоторые композиторы и исполнители продолжают изучать этот инструмент.

Вплоть до начала XIX века репертуар виртуозов-гитаристов ограничивался в основном транскрипциями, аккомпанементами к вокальным пьесам, сюитами, вариациями, этюдами или же оригинальными произведениями малых форм. Безусловно, это было связано как с постоянными преобразованиями самого инструмента, так и с проблемой самой записи нотного материала. «В самом деле, композиторы не пишут для гитары по причине многих трудностей, с которыми они сталкиваются, а также из-за отсутствия серьёзных исполнителей-гитаристов. Гитаристов же, в свою очередь, нет потому, что инструмент не имеет современного репертуара» [Цит. по: 3, с. 47]. Автор этих строк – А. Сеговия, который считается «отцом» современной классической гитары [1]. Всю свою деятельность он направил на проблему создания профессионального репертуара и оказал тем самым воздействие на своих преемников.

Начало XX века знаменует новый этап возрождения гитары в русле современного искусства. Известные композиторы – не гитаристы включают инструмент в партитуру оркестра. Первым из таких удачных значимых экспериментов следует назвать Седьмую симфонию Г. Малера. Композиторы Новой венской школы вводят данный инструмент в ансамбли и оркестровые пьесы. Для колорита гитару вводят в свои произведения А. Шёнберг (Серенада ор. 24 – создаёт венецианский колорит) и А. Веберн (оркестровые пьесы, «Три пьесы для оркестра», «Пять пьес для оркестра»). Гитара появляется в жанре оперы («Воццек» А. Берга), где не только выполняет функцию аккомпанемента, но и создаёт нарочито простоватый образ в картине.

16 Мар 2018 в 10:29. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв