Просмотров 231

Согласно концепции Й. Хейзинги «Homoludens», культура имеет игровой характер: по мнению философа, музыка и танец, составляющие основу театрального действа, были сплошь игрой, поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам, культ перерос в священную игру [9]. Испокон веков именно кукла занимала значительное место в ритуальном пространстве религиозных праздников, наполненных символическими обрядами. Кукла выполняла в таких ритуалах разные роли, но чаще всего с ее помощью выстраивалось представление на религиозный сюжет, что «размещало» куклу в пограничном пространстве между театром и ритуалом [3].

«Христианство подарило новый импульс развитию ритуальной куклы. Так, в праздник Тела Господня по всей Европе проходили торжественные шествия, их возглавляли вырезанные из дерева статуи Иисуса Христа. В некоторых случаях эти статуи имели подвижные руки и голову, которая могла поворачиваться; статуи были раскрашены и облачены в ткани по аналогии с ритуальными куклами. Чаще всего здесь можно было увидеть сцены Рождества Христова, где куклы, изображавшие Деву Марию, Иосифа и волхвов, наделялись характерными позами. Такие куклы – криппы – выставлялись либо перед церквями, либо внутри церквей. Они обычно были высокими, а некоторые из них достигали человеческого роста» [Там же, с. 11]. Таким образом, вертеп явился переходной формой от крипп к театральному действу.

С одной стороны, сцена вертепа представляла собой уменьшенную копию, модель мистериальной сцены драматического театра. Это был ящик, похожий на домик, открытый со стороны зрителей. Ящик был покрыт крышей наподобие церковного купола с православным крестом. Под крышей размещалось отверстие в форме Вифлеемской звезды.

01 Мар 2016 в 09:14. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв