Просмотров 289

Проблема взаимодействия русской и европейской цивилизаций начинает осознаваться в работах русских философов и публицистов времён Соловьёва и нигилистов. Тогда же было сформулировано идейное ядро ценностного противостояния: основная интуиция западноевропейской культуры – абсолютно свободный от всех связей индивид, который самоутверждается, порывая с какими бы то ни было общностями, в то время как базовая ценность русской культуры, напротив, некая общность, коллектив. Эти интуиции оформляют как индивидуальный опыт личности в каждой культуре, так и общественную потребность в научном обосновании социально значимых идей. Одна и та же идея, в данном случае эволюционная теория Дарвина с её научным (на уровне того времени) обоснованием, приводит к противоположным выводам в двух разных культурах: в Европе это порождает социал-дарвинизм, ницшеанство, оправдывает самые крайние проявления капиталистической конкурентной борьбы всех против всех, а в России ведёт к укреплению коллективизма, самопожертвованию интеллигенции и созданию некапиталистического общественного строя.

Подобные изменения смысла в процессе усвоения идей другой цивилизации происходят не только на идеологическом или дискурсивном уровне, но и отражаются в словоупотреблении, смещая смысл термина в новом социокультурном контексте. Процесс размывания смысла можно показать на примере использования понятий «работа» и «дело» в романе В. Кина «По ту сторону» [3].

Эта книга посвящена событиям гражданской войны, написана молодым автором, современником событий, большевиком, то есть носителем европейской прогрессистской идентичности, которая лежит в основе марксистских взглядов. Влияние русской культуры, в которой он вынужден действовать, сказывается в его произведении.

Роман «По ту сторону» написан в 1928 г. Автор был современником событий, и на момент написания книги ему было 25 лет. Перед нами произведение молодого писателя о глобальной общественной трансформации, которой он был свидетелем. Кин описывает события, отстоящие от времени написания романа на 6 – 7 лет в прошлое. Мы не можем ожидать от автора серьёзной философской рефлексии, которая подняла бы его над общим уровнем его времени, поэтому все особенности его мировосприятия нужно приписывать не автору лично, а той общественной группе, ценностные установки которой он разделяет.

14 Окт 2016 в 20:51. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв