Просмотров 231

Сакральное и светское сблизились в вертепе: театр, пусть кукольный, оказался пригодным для проникновения в вечные истины.

Иван Франко указывал на отличие украинского вертепа от польской шопки: «От польских «яселек» отличается наш вертеп двухэтажной архитектурой и разделением между сценами библейскими и бытовыми, которые в польских «ясельках» происходят все на одной сцене, различается и композицией текста, который у нас и в благоговейной, и в бытовой части является произведением оригинальным, хотя зависящим от того же шаблона, в который уложилась вертепная драма на Западе и в Польше» [7, с. 224].

Иван Франко аргументированно доказывает, что украинская вертепная драма возникает одновременно с польской шопкой, и даже раньше. Для обоснования этого тезиса ученый проанализировал огромное количество разнообразных источников. Исследуя развитие украинского вертепа, он подчеркивал, что старые вертепы называли также райками, и это название было распространено по всей Европе. Очевидно, название пошло от того, что спектакли средневековой мистерии начинались в раю грехопадением Адама и Евы и их изгнанием [8].

Большое значение для развития вертепа имела школьная драма. Родство между школьной рождественской и вертепной драмами возникло вследствие того, что их авторы обращались к одному источнику – Евангелию от Матфея и Луки. Но есть и определенные различия. В вертепном варианте прослеживается некая «законсервированность» в воспроизведении евангельской истории, поскольку вертепники не были создателями текста драмы, а лишь исполнителями готового текста. Школьный вариант рождественской драмы, в основном авторский, отличается большей гибкостью. Видно, что создатели школьной драмы старались как можно реальнее подать известный сюжет, привлекая к нему аллегорических персонажей, проявляли новаторство, вводя в драму персонажей, отсутствующих в канонической истории.

01 Мар 2016 в 09:14. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв