Просмотров 203

УДК 130.2

Д. А. Цховребова

Христианство привнесло на земли Алании новое мировосприятие и новую обрядность, которые внесли изменения в существовавшие представления осетин. Существующие автохтонные языческие представления под влиянием новых тенденций не могли остаться в прежнем состоянии, тем более что весьма дискуссионным остается вопрос о появлении письменности у древних аланов – потомков современных осетин – и о тех литературных носителях, при помощи которых происходило введение христианства. Поэтому для изучения современной религиозной карты Осетии и сохранения культурных кодов представляется актуальным выяснение генезиса языковых и письменных культурных кодов.

Священная земля Алании имеет древнейшую христианскую историю, которая восходит, по церковному преданию, к проповеди апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. С принятием православия Аланское государство становится могущественной христианской державой, неотъемлемой частью византийской цивилизации. Современными научными исследованиями достоверно установлено, что крещение страны, произошедшее еще в первой четверти X века, не сводилось к крещению социальных верхов, но было принято всем народом. Произошло укоренение воспринятого из Византии православия внутри всего социально организованного аланского общества, структура которого воспроизводится в российском триколоре. Результатом этого процесса стало рождение аланской христианской традиции, аланского православия, в основе которого лежит соединение церковной ортодоксии с древней индоиранской культурой, как отмечает Леонид, епископ Владикавказский и Аланский [5, с. 8].

Византийские источники дают сведения о введении христианства в Алании, когда начинается процесс учреждения канонической структуры, принятие обряда крещения правителем и государственной верхушкой страны, а затем и всего населения. Исследователь истории аланов и сарматов Ю. А. Кулаковский приводит упоминания о первых миссионерах под руководством «монаха» (вероятно, в пресвитерском сане) Евфимия, о направлении в Аланию первого иерарха – архиепископа Петра и крещении правителя Алании (к сожалению, не названного по имени) в письмах непосредственного инициатора и организатора миссии – патриарха Константинопольского Николая Мистика (Х век) [8]. Тем не менее процесс христианизации не избежал сопротивления со стороны еще одной мировой религии – ислама, что свидетельствовало о столкновении религиозных интересов на Кавказе. Агусти Алемань, ссылаясь на сведения арабского энциклопедиста ал-Масуди, говорит о вытеснении примерно в 932 году представителей византийской империи из Алании. В своем труде «Аланы в древних и средневековых письменных источниках» А. Алемань приводит свидетельство об отношении к византийскому духовенству: «После распространения ислама при Аббасидах цари аланов, которые до этого были язычниками, приня­ли христианскую веру, но после 320 г. х. / 931 они отвратились от нее и изгнали епископов и священников, присланных к ним византий­ским императором» [3, с. 347]. Однако через несколько десятилетий к середине X века политическая ситуация несколько меняется, о чем свидетельствует обращение императора Константина Багрянородного к «эксусиократору Алании» не иначе как «духовный наш сын» [Там же, с. 243].

30 Дек 2020 в 10:53. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв