Просмотров 95
Формирование художественных норм всегда осуществляется в конкретно-исторической среде и является воплощением характера той или иной эпохи. Например, античная культура по своей сути была антропоцентрической и антропометрической. Необходимо учитывать характер исторического периода, в рамках которого происходила дифференциация синкретической первобытной культуры. Потеря первоначального органического единства человека и природы, человека и общества обусловили то, что чрезвычайную роль в этот период начинают играть понятия упорядоченности, меры, гармонии, а соответственно, и понятие правила. Порядок, противостоящий хаосу, – центральная идея античной космогонии. Человеческая деятельность как процесс упорядочивания действительности – одна из важнейших идей и проблем античной философии. Те хаотические процессы, которые возникали в человеческом обществе в результате расщепления первобытной культуры, порождали определенные механизмы сохранения гармонии общества, одним из которых была нормативность (правовая, религиозная, нравственная). Неслучайным является и тот факт, что прекрасное в данную эпоху связывали с тем, что можно было измерить, а значит, и нормировать.
Остроту историко-художественному диалогу придает тесная связь искусства с другими сферами культуры: моралью, религией, политикой. В частности, сакральная архитектура, как и находящиеся с ней в органическом единстве другие виды искусства, безусловно, является феноменом религиозно-художественного синкретизма. История сооружения собора Святого Петра в Риме, охватывающая период более столетия, наглядно демонстрирует последствия диалога церкви и деятелей искусства. В его строительстве принимали участие выдающиеся представители мира искусства, сменяя друг друга на посту ведущего архитектора. При этом проект неоднократно претерпевал изменения, в результате чего план собора изменялся либо в пользу центричного, либо базиликального типа храма. Донато Браманте принадлежит проект центрально-купольного храма, после его смерти Рафаэль Санти настаивает на традиционной форме базиликального храма в виде вытянутого латинского креста, затем Антонио да Сангалло несколько смягчает удлиненность плана храма, а Микеланджело возвращается к идее центрально-купольного храма. И все же, в конечном счете, побеждает идея базиликального храма в связи с реализацией архитектором К. Мадерной требования папы Павла V. Немалую роль в этом сыграл автор «Инструкций по возведению и благоустройству церквей» св. Карло Борромео, рекомендовавший план храма в форме латинского креста, который, по его мнению, значительнее греческого креста, а центричный план церкви является данью язычеству.
Этой борьбе религиозно-художественных концепций предшествовала длительная история сложных отношений западного и восточного христианства, повлиявшая на формирование стилевых особенностей романского, готического и византийского стилей.
18 Апр 2019 в 14:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.