Просмотров 725

Таким образом, мы видим созданный умными и талантливыми людьми настоящий гностический космос. Разные стороны жизни в этом космосе регламентируются гностическими идеями. Перед нами замечательная модель, на примере которой можно проследить разные моменты гностического учения в их развитии и взаимодействии.

Гностические идеи реализуются не только в современной литературе и кино, но и в других сферах жизни. «Укропы» и «ватники», либералы и патриоты, «бандеровцы» и «колорады», верные и неверные, «люди с хорошими лицами» и «анчоусы», интеллигенты и быдло, вегетарианцы и мясоеды, любители собак и догхантеры – вот только некоторые примеры оппозиций, которые используются в современном информационном пространстве. Этот перечень можно продолжить, категории дихотомии могут меняться, но остается общий принцип: разделить людей на две группы, к одной из которых принадлежит говорящий и все хорошие люди, а к другой – их политические, социальные, культурные антагонисты, «которые не заслуживают звания человека». Когда такое разделение проведено и усвоено, лишенный человеческого статуса, то есть дегуманизированный антагонист объективируется: в общественном мнении считается допустимым поступать с такими людьми как с объектами, т. е. грабить, убивать, сжигать заживо. Так и появляются выражения «жареные колорады» и «неплохо вата горит» как реакция на массовое убийство в Одессе 2 мая 2014 года (о методах дегуманизации русских в информационном пространстве Украины начиная с 2014 года см. [8]).

Культура строится на дихотомиях, групповая идентичность определяет личную, в ходе жизни мы все так или иначе делимся на группы, сообщества, общности, на мы и не-мы. Включаясь в эти оппозиции, нужно помнить, что и на другом полюсе тоже люди, ради которых умер Христос.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афонасин, Е. В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства / Е. В. Афонасин. – СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2002. – 368 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).
  2. Афонасин, Е. В. Гносис Валентина и его последователей. Античные свидетельства / Е. В. Афонасин // Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства / пер., предисл. и коммент. Е. В. Афонасина. – СПб. : Алетейя, 2002. – С. 6–68.
  3. Блаженный Августин. Творения : в 4 т. Т. 3. О Граде Божием. Кн. I–XIII / Августин Блаженный. – СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. – 595 с.
  4. Блаженный Августин. Творения : в 4 т. Т. 4. О Граде Божием. Кн. XIV–XXII / Августин Блаженный. – СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. – 589 с.
  5. Брюнель-Лобришон, Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII–XIIIвеков / Ж. Брюнель-Лобришон, К. Дюамель-Амадо ; пер. с фр., предисл. Е. Морозовой. – М. : Молодая гвардия, 2003. – 414[2] c. : ил. – (Живая история. Повседневная жизнь человечества).
  6. Ищенко, Н. С. Невидимая Церковь в массовой культуре / Н. С. Ищенко // Четверть века с философией. Философское монтеневское общество – 2015 / под ред. Ищенко Н. С., Заславской Е. А. – Луганск : Блиц-информ, 2015. – С. 13–18.
  7. Ле Руа Ладюри, Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324) / Э. Ле Руа Ладюри ; пер. с фр. В. А. Бабинцева и Я. Ю. Старцева. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2001. – 544 с.
  8. Ляшенко, И. В. Этнические прозвища русских в украинской и российской блогосферах / И. В. Ляшенко, И. Э. Федюнина // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 42–48.
  9. Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / св. Ириней Лионский ; пер. протоиерея П. Преображенского, Н. И. Сагарды. – СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2008. – 672 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).
  10. Ситников, А. В. Философия Плотина и традиция христианкой патристики / А. В. Ситников. – СПб. : Алетейя, 2001. – 242 с. – (Античная библиотека. Исследования).
  11. Смагина, Е. Б. Манихейство: по ранним источникам / Е. Б. Смагина. – М. : Восточная литература, 2011. – 519 с.
  12. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Против Маркиона в пяти книгах / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ; пер. с лат., вступ. ст. и коммент. А. Ю. Братухина. – СПб. : Изд-во Олега Абышко ; Университетская книга, 2010. – 576 с.
  13. Трофимова, М. К. Историко-философские вопросы гностицизма / М. К. Трофимова. – М. : Наука, 1979. – 216 с.

Шафаревич, И. Р. Социализм как явление мировой истории / И. Р. Шафаревич // Шафаревич, И. Р. Полное собрание сочинений : в 6 т. Т. 1 / предисл. И. С. Шишкин, отв. ред. О. А. Платонов. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – С. 165–656.

09 Дек 2019 в 10:40. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв