Просмотров 89
Первые христиане, особенно греки и иудеи, привнесли в богослужебное пение христианской церкви все свое духовно-музыкальное богатство. Особенный расцвет богослужебного пения приходится на ІІ – ІV века. Церковные пастыри разных отдаленных друг от друга общин проявляли особую заботу о церковном пении.
Так, святой Василий Великий трудился, наставлял и поучал о церковном пении в Кесарии Каппадокийской; святой Иоанн Златоуст прилагал большие усилия для упорядочения пения в Константинопольской церкви; святой Ефрем Сирин – в Сирии Палестинской; Святой Афанасий Великий – в церкви Александрийской; Святой Амвросий – в Миланской церкви и т. д.
Христианское богослужение первых веков состояло из четырёх основных элементов, в целом взятых из синагогальной и иудейской традиции: чтения святого письма – Библии, религиозного пения, проповедей и молитв [6, с. 49].
Между литаниями и проповедью пели псалмы. Существуют новозаветные свидетельства о первых музыкальных жанрах христианской церкви, которыми было предписано пользоваться. Их три: псалмы, гимны и духовные песни. В музыке Древней Греции глагол «псаллейн» означал игру пальцами (а не плектром) на струнном инструменте. Отсюда слово «псалмос» – вибрация струны, которая достигается щипком пальца.
Позднее появляется новое терминологическое понятие – «псалмодия», которое определило вокальный жанр в сопровождении струнного инструмента. Как видим, термин «псалом» имеет глубокие языческие корни. С распространением христианства он стал одним из наиболее распространенных жанров [5, с. 20].
Другой «христианский» жанр – гимн – в древние времена был священным пением в честь божества или героя. Платон, описывая музыкальные жанры далекого прошлого, сообщает, что «молитвы, обращенные к богам, назывались гимнами» [3, с. 23]. Гимн имел многовековую историю в античном мире, которая начиналась с мифических или полумифических музыкантов Орфея и Мусея. В Древней Греции были хорошо известны так называемые «Гомеровские гимны», их исполняли рапсоды на многочисленных праздниках. Молитвы, обращения к богам, вставлявшиеся в трагедии, также называли гимнами. Гимн можно рассматривать как более свободный, не слишком регламентированный жанр, имевший множество разновидностей. Такая музыкальная свобода сочеталась с «текстовой» свободой, и гимны могли не буквально придерживаться библейского текста [7, с. 3].
01 Ноя 2018 в 12:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.