Просмотров 89

Основные части исследования состоят из искусствоведческого и технологического анализа. В части искусствоведческого анализа наиболее важно знание специалиста об основных процессах и стадиях развития искусства, его стилевых особенностях, закономерностях – это естественная база профессионала.

Кроме этого, подготовка искусствоведа требует накапливать материал о явлениях искусства, составляющий повседневный пласт культуры, то есть иметь представление о широкой культурной среде, что, в свою очередь, вырабатывает умение и желание отказаться от мышления категориями идеальности, эталонности по отношению к произведению.

Главное различие в применении искусствоведческого анализа экспертом и академическим исследователем состоит в том, что внимание эксперта сосредоточено не только на художественных достоинствах и недостатках произведения, но и на поиске индивидуальных отличительных особенностей, позволяющих установить связь произведения с определенным именем и временными рамками.

Эксперт-искусствовед исследует, проверяет произведение на предмет его подлинности, соответствия заявленному времени создания, предполагаемого авторства. Итог его работы – экспертное заключение, подтверждающее или отрицающее подлинность произведения.

В настоящее время при проведении искусствоведческой экспертизы отдают предпочтение комплексному методу как наиболее точному. Он включает в себя использование инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения, микросъемки, микропроб, химическое, физическое, стилистическое изучение живописного произведения. Используется определенная методика комплексного анализа, основанная на коллекции эталонов, по мере пополнения которых эксперты делают выводы об индивидуальных признаках художников, постоянно уточняются технологические особенности, характерные для конкретных школ живописи разных временных периодов.

Существует огромное количество эталонных образцов:

  • бумаги и холстов;
  • микропроб красочных слоев и грунтов;
  • макрофотографии фактуры живописи;
  • фотодокументов в видимом инфракрасном, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах излучения;
  • визуальных и микроскопических наблюдений, технико-технологических особенностей произведений;
  • описаний результатов иконографического и стилистического анализа.

Именно эти данные положены в основу сравнительного анализа художественных произведений.

Большое значение при проведении экспертизы имеет фотографическое исследование. В научной работе обычно различают два вида фотографии: документирующую и исследующую. В надлежащих условиях фотография становится методом исследования, помогает обнаружить в живописном произведении элементы, не доступные непосредственному наблюдению невооруженным глазом. При необходимости сосредоточить внимание эксперта на каком-либо отдельном участке картины кроме общего вида произведения в большем масштабе фотографируют необходимый фрагмент. В сочетании с определенными приемами в освещении такая фотосъемка позволяет выявить ряд подробностей живописи, не заметных на снимке общего вида либо на оригинале произведения [5, с. 86].

Помимо фотосъемки, проводят исследование в монохроматическом свете. Излучение одной длины волны в области видимого света воспринимается глазом как излучение определенного цвета. Такое излучение называют монохроматическим. Данное исследование помогает определить, реставрировалось ли произведение, сделать более четкой подпись художника или рассмотреть дату и отдельные детали. Человеческий глаз часто воспринимает различные по своему спектральному составу цвета как одинаковые. К примеру, выцветшие зеленый и синий практически не отличимы друг от друга, но если их осветить источником света с использованием синего светофильтра, то синий фрагмент будет казаться значительно ярче зеленого, так как отразит больше синих лучей, таким образом эти фрагменты станут явно различимы.

Для исследования в монохроматическом свете обычно используют каталог цветного стекла, с помощью которого и подбираются необходимые фильтры [Там же, с. 89].

В настоящее время чаще всего эксперты-искусствоведы применяют метод рентгенофлуоресцентного анализа. Теоретическое обоснование данного метода было разработано в начале ХХ века, работа на эту тему была опубликована  в 1923 году шведским исследователем Карлом Сигбаном, получившим за нее Нобелевскую премию. Через пять лет после публикации его работы данный метод был применен на практике известными учеными из разных стран: Альфредом Бемом, Игнацем Фесслером, Стюартом Л. Шрайбером, Дьердем де Хевеши, Эрнстом Фридрихом Глокером и другими, но лишь в 1948 году Александр Фридман и Артур Уолтер Беркс сконструировали прибор, позволяющий выполнять рентгенофлуоресцентный анализ различных веществ. В дальнейшем установки модернизировались и совершенствовались, расширяя тем самым диапазон определяемых элементов, за счет чего чувствительность оборудования повышалась.

09 Апр 2022 в 15:38. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв