Просмотров 120

УДК 7.076:7.03

Н. С. Гармашова

Мир культуры есть мир артефактов − сфера человеческой деятельности и ее продуктов. Произведения искусства находятся в центре внимания художественной культуры, являясь отправной точкой и конечной целью всякого суждения об искусстве. Обладая способностью искусственно возбуждать в человеке бурю эмоций, чувств, страстей, аффектов, произведение искусства может служить источником наслаждений, средством воспитания и облагораживания эмоциональной сферы человеческой психики. Изучение художественного произведения – активный творческий процесс [2, с. 310].

Памятники художественной культуры являются важной частью духовного наследия любой нации, служат целям развития эстетического воспитания, культуры и образования. По сути, они есть отражение действительности в художественных образах. Некоторые из них относятся к историко-художественным ценностям, имеют особый статус и охраняются государством.

Искусствоведческая экспертиза представляет собой специфическую разновидность исследования, имеющего своей целью аксиологическое и атрибутивное установление фактических данных относительно различных предметов, произведений искусства, событий и явлений культуры.

Сложность и разнообразие современной культуры, обширность научных знаний искусствоведа составляют предметное поле искусствознания. Решение искусствоведами задач, связанных с экспертизой памятников художественной культуры, сохранением культурных ценностей, передачей социокультурного опыта, − все это и многое другое требует приложения знаний, умений и творческих сил.

Важнейшее место в современной художественной практике занимает экспертиза памятников художественной культуры как незаменимых предметов материальной культуры, созданных человеком в результате творческого процесса, имеющих универсальную значимость, художественную и имущественную ценность, оказывающих научное, историческое и эстетическое воздействие на человека.

Художественное творчество – это часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая духовная реальность.

Еще в эпоху Античности формируется интерес к атрибуции и экспертизе. Вопросы атрибуции и экспертизы в большинстве своем касались предметов религиозного культа. В период развитого Средневековья ставились задачи по экспертизе письменных памятников (хронология, метрология, палеография и др.). Возрождение и Новое время характеризуются повышением интереса к коллекционированию, соответственно, встает вопрос об атрибуции античного искусства, археологических памятников и естественнонаучных коллекций.

В XIX веке с открытием новых научно-технических знаний, которые не только обеспечили накопление новых материалов, но и заострили внимание на развитии технологически новых приемов и способов, сформировалось само понятие «экспертиза» как технико-технологический анализ материала.

ХХ век, время развития информационных технологий, предложил в рамках экспертных методик математические методы с применением компьютерных технологий.

09 Апр 2022 в 15:38. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв