Просмотров 109

Преобладающим принципом работы С. Херхайма с оперой П. Чайковского «Евгений Онегин» становится «актуализация» действия, обусловливающая наличие в постановке значительного анахронистического комплекса. Сюжетный (субъективный) анахронизм связан с трансформацией авторской фабулы и изменением хронотопа произведения. Организуя композицию спектакля, режиссер использует прием ретроспекции: «деревенских» сцен как таковых в постановке нет, а все события, происходящие в доме Лариных, даны в воспоминаниях Онегина и Татьяны, которые спустя годы встретились на столичном балу. Тем самым сценическое время сворачивается до одного вечера, и зрители наблюдают за развитием событий как бы в реальном времени.

Вопрос целесообразности прочтения классических произведений оперного жанра с точки зрения современного зрителя, с применением не свойственных аутентичной эпохе компонентов, является дискуссионным в искусствоведческой среде. Оперные театры мира презентуют премьеры известных произведений, поместив сюжетную линию в иное время и место, отвергая канонически установленные традиции постановок, подчас смещая акценты драматургии.

Смыслопорождающие трактовки все чаще ввергаются в мир оперы, и сложно сказать, насколько это видоизменяет авторское полотно, и если видоизменяет, то насколько это противоречит первоначальному смыслу. Вероятно, попытки обратиться к архетипичным образам искусства сквозь призму сегодняшнего дня являются своего рода новой жизнью произведения, способной заинтересовать современного зрителя известным сюжетом. Однако, переступая грани традиционности, режиссер рискует субъективным видением углубиться в другую, противоположную авторскому смыслу сторону. Прикрытие прогрессивностью методов позволило многим современным режиссёрам представить классические творения в новом свете, сместив акценты в трактовке сюжета в сторону постмодернистских позиций.

В свете обозначенных проблем до сих пор является актуальным подход Б. Покровского, исследовавшего и практически обосновавшего ряд важнейших положений, касающихся создания оперного и музыкального спектаклей, основные из которых связаны с процессом работы режиссёра с актёром-певцом. В этих положениях получает дальнейшее развитие важнейшая мысль В. Немировича-Данченко «об идейном и жизненном очеловечении партитуры» [2, с. 218].

В актерско-режиссёрской практике речь должна идти о совмещении важнейших музыковедческих открытий Б. Покровского с шаляпинским артистическим пониманием этого термина, высказанным в его автобиографии относительно произведений М. Мусоргского: «Художник каждой эпохи находит и будет находить фокус исполнения произведений Мусоргского в зависимости от того, кто он, какая «оптика» отвечает требованиям его времени и помогает видеть мир так или иначе. Значит, и интонация каждый раз, в каждом спектакле, находится самобытно. Она рождена Мусоргским, но она рождается и нами, оплодотворяется нами на основе проникновения в музыкально-драматургический материал оперы и его сущность» [5, с. 283].

18 Апр 2019 в 14:31. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв