Просмотров 285

Успех этой технологии основан на антропологической асимметрии цивилизации и культуры, которая, как правило, проявляется в виде асимметрии добра и зла по отношению к человеку: зло всегда более агрессивно, у него всегда больше возможностей навязать свою логику, логику зла, для модификации поведения человека. Сартр и С. Лем, размышляя о проблематичности  сохранить человеческое достоинство в экстремальных нечеловеческих условиях тотального зла, отмечали, что человек в этих условиях «катастрофической этики» не только перестает быть человеком, но превращается в животное и даже в растение. И здесь уже не действуют законы нормальной человеческой этики, этики распознания и императивности добра и неприятия зла. Сергей Лукьяненко в «Ночном дозоре» писал: «К сожалению, Зло сильнее по своей природе. Зло деструктивно. Оно разрушает куда легче, чем Добро созидает». Этот эффект мы называем «эффектом ложки дегтя»: действительно, ложкой дегтя, как известно, можно испортить целую бочку меда, а вот бочку дегтя ложкой меда не испортишь никак. В основе этого эффекта лежит асимметрия цивилизационного и культурного пространств по отношению к человеку. Основным признаком цивилизационного пространства мы считаем воспроизведение в нем эгоцентризма и бесконечной борьбы за первенство, выживание и собственное благополучие. А  культура, как мы ее понимаем, есть способ существования человека в социуме, когда Другой – цель, а «Я» – средство. При этом антропологическая асимметрия бытия в первую очередь проявляется в том, что цивилизация, основываясь на витальных потребностях человека и проникая в человека через эти потребности, активно требует перестройки культуры в квазикультуру, чтобы избавить человека от «химеры» совести. Бытует шутка: «Честность — это очень похвальное качество. Обычно за честность сначала хвалят, а только потом с работы увольняют!» Однако, как говорится, в каждой шутке только доля шутки! Уволенный с работы «потеснит» свою честность в душевном пространстве, чтобы она не мешала ему перейти в пространство квазикультуры. Под квазикультурой мы понимаем конфигурацию социума, содержащего элементы традиционной культуры, но по форме выстроенной как цивилизация, когда духовные и вообще культурные ценности приобретают статус якобы- (квази-) ценностей и работают на эгоистические и телесные потребности человека – его внешнюю личность. Это и есть первый и решительный шаг человека по пути расчеловечивания как потери способности жить в культурном пространстве. Станислав Ежи Лец как-то заметил: «У человека нет выбора: он просто обязан быть человеком». И это абсолютно правильно. К сожалению, время постоянно создает такие условия, которые не только понуждают нас к выбору, но и предопределяют его таким образом, что нам ничего не остается, как перестать быть человеком. Расчеловечивание – процесс более энергичный, чем очеловечивание. Хотя в природе гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя естественно, т. е. через насмешки и оскорбления, но естественно. Можно говорить о естественной или, если хотите, о божественной энергии преображения,  нетварной энергии, энергии фаворского света.

15 Фев 2017 в 11:34. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв