Просмотров 166

Хотя эти два незаурядных человека имели разные творческие критерии, на тот момент у них сложился тандем, в котором они удачно дополняли друг друга. А критики уже в 30-е годы поняли, что «Теа-джаз» Утесова – это своеобразный музыкальный театр миниатюр, что он ближе к театральным явлениям века, нежели к «эстрадно-симфоническим оркестрам» [2, с. 94–99]. Их первой совместной концертной работой стал «Джаз на повороте» (1930 г.)

По предложению Дунаевского в программу была включена «Рапсодия в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина. Солировал пианист Александр Зейлигер в сопровождении утесовского оркестра под управлением Исаака Дунаевского. В программе «Джаз на повороте» был придуман такой ход: первое отделение называлось «Джаз на Западе», и в нем оркестр честно играл боевики «У камина» Рэя Нобла, «Штормовая погода» Гарольда Арлена, «Несколько тех дней» Шелтона Брукса. Зато второе отделение гордо именовалось «Джаз в СССР», и тут уж оркестр в белых брюках и темно голубых джемперах с эмблемой «ТД» исполнял рапсодию на темы песен народов СССР И. Дунаевского, «Джазовую сюиту» А. Животова.

Самым значительным достижением стало обозрение «Музыкальный магазин» (1932). Это была первая российская постановка в духе американских шоу и европейских ревю. Утесов говорил так: «Лучшее, что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего существования, – это синтетическое представление „Музыкальный магазин”». Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей (авторы Н. Эрдман, В. Масс). Постановка представляла собой ряд небольших комических эпизодов, происходивших в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» П. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следующей программы оркестра – «Кармен и другие», в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались приджазованной музыкой Ж. Бизе [Там же, с. 172–176].

Значительным событием в развитии джазовой и эстрадной музыки СССР явилось создание фильма «Веселые ребята». Фильм смело можно назвать первым прототипом мюзикла в СССР. Здесь были показаны все возможности «Теа-джаза».

Создание первой советской музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» и принесло Утесову всесоюзную известность. Артист по праву считал ее «самой большой и принципиальной удачей за всю историю существования оркестра».

01 Ноя 2018 в 12:08. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв