Просмотров 190

Газеты писали: «„Теа-джаз” – машина бодрости. Буквально вентилируешь усталые мозги, получив порцию утесовского „Теа-джаза”. Учащенный ритм и темп соответствуют бурному стремительному темпу нашей жизни».

В то же время джаз как экзотическая новинка начал все чаще звучать в фешенебельных ресторанах, посещаемых буржуазной публикой и, естественно, приспосабливался к ее вкусам. Утесов воспользовался этим, решив доказать, что его джаз решительно отвергает принципы буржуазной культуры, избирает собственную дорогу и служит советскому зрителю [2, с. 84–89].

Однако, поскольку «Теа-джаз» как музыкально-сценический жанр на основе советского материала не имел перспектив без свежих музыкальных идей, Утесов искал композитора для сотрудничества. Он был уверен, что из всех известных ему композиторов только Исаак Дунаевский способен справиться с этой задачей. Вот что он пишет в своей книге «Спасибо, сердце» об их первой встрече в Москве в 1923 году: «Мы впервые сели у рояля, ты играл, импровизировал, и с каждым аккордом в сердце моем рождался восторг перед тобой, твоей фантазией, перед искренностью твоего чувства. Я полюбил тебя – музыканта, тебя – художника» [5, с. 200].

И действительно, Дунаевский – основоположник российской оперетты, известный театральный композитор – был очень подходящей кандидатурой. Тогда он работал в Москве. Как добиться его согласия на переезд в Ленинград? Возможности для этого у Утесова были немалые: выступления с оркестром на сцене Ленинградского мюзик-холла, решающий голос в худсовете театра и налаженные связи с партийным руководством города. В результате его усилий Дунаевский был приглашен в мюзик-холл на должность художественного руководителя и главного дирижера [Там же, с. 215–219].

Отметим, что оба артиста не верили в то, что джаз в его исконном виде привьется в СССР. Тем не менее они желали сделать его достоянием культуры своей страны. Дунаевский стал первым в России крупным эстрадным композитором, который налаживал мосты с западной культурой, осваивал джазовую стилистику и экспериментировал. По сути, он работал в том же русле, что и Джордж Гершвин, сочинявший, по его собственному выражению, «в духе джазовых идиом».

Интересно, что Дунаевский создавал музыку по методу джазменов, которые, сыграв импровизацию на избранную тему, через мгновение рождают новый вариант исходной музыкальной идеи. Он был человеком широкого художественного кругозора и в совершенстве владел оркестровыми средствами. Ему удалось органично соединить джаз с советской массовой песней и эстрадной музыкой. Этот синтез получил название «песенный джаз». Благодаря возможностям, предоставленным Утесовым, композитор мог свободно опробовать на практике свои замыслы, а артист был их сценическим интерпретатором.

01 Ноя 2018 в 12:08. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв