Просмотров 11

С педагогической точки зрения кинопедагогика представляет собой инновационный метод обучения, требующий специальной методической подготовки и компетенции учителя. В работах Ларисы Ивановой, таких как «Методические основы использования кино в образовательном процессе» и «Технологии интеграции кино в учебный курс», подчеркивается необходимость адаптации киноматериалов к образовательным целям, а также разработки специальных методик и технологий работы с кинофильмами в школах и вузах.

Одним из ключевых механизмов воздействия кино на ценностные ориентации является идентификация зрителя с героями и сюжетами фильма. Согласно теории социального научения, предложенной Альбертом Бандурой, наблюдение за действиями и реакциями героев на экране может приводить к внутренней идентификации зрителя с ними [4, с. 104]. Таким образом, ценности и поведенческие нормы, представленные в фильме, могут быть восприняты зрителем как социально приемлемые и желательные.

Кроме того, кино обладает способностью вызывать эмоциональные реакции у зрителей, что повышает эффект их восприятия. Согласно исследованиям в области эмоциональной психологии, эмоции могут усиливать запоминание информации и формирование связей между событиями и ценностными установками. Таким образом, кинофильмы, вызывающие сильные эмоциональные реакции, могут оказывать более глубокое воздействие на формирование ценностных ориентаций у зрителей.

Отметим, что кино в большинстве случаев является отражением социокультурной реальности, ценностей и идеологии общества. В этом контексте кинофильмы могут влиять на формирование мировоззрения у зрителей, представляя разные точки зрения на социальные, политические и этические вопросы. Анализ фильмов с различными социокультурными контекстами может способствовать развитию критического мышления и широкому культурному пониманию у зрителей.

Что касается выбора подходящих кинофильмов для различных возрастных групп, то он играет ключевую роль в эффективном использовании кино в образовательном процессе. Отсюда следует, что методические рекомендации по подбору фильмов должны учитывать психологические особенности и интересы каждой возрастной категории, а также соответствовать образовательным целям и задачам [5]. Существует множество подходов для формирования таких рекомендация. Говоря о пропедевтике в области кинопедагогики, нам следует обратиться к наиболее простому подходу в вопросе рассмотрения тематической уместности в соотношении возраста и темы фильма. Таким образом, приведём усреднённую формулу:

Для детей дошкольного возраста (3–6 лет):

  1. Выбор мультфильмов с яркой и простой графикой: предпочтение следует отдавать мультфильмам с простым сюжетом и яркой анимацией, которые легко воспринимаются маленькими детьми;
  2. Педагогически ценные сюжеты: фильмы должны содержать положительные образцы поведения, поощрять дружбу, справедливость и толерантность;
  3. Продолжительность: рекомендуется выбирать короткометражные фильмы или серии мультфильмов, чтобы соответствовать возрастным особенностям внимания детей.

Для детей младшего школьного возраста (7–10 лет):

  1. Образовательная ценность: предпочтение следует отдавать фильмам, содержащим образовательные элементы, например, исторические события, научные факты или моральные уроки;
  2. Познавательные истории: выбор фильмов, которые помогут детям расширить свои знания и понимание окружающего мира;
  3. Позитивные эмоции: фильмы должны вызывать положительные эмоции и вдохновлять на действия.

Для подростков (11–15 лет):

  1. Актуальные темы и проблемы: предпочтение следует отдавать фильмам, которые затрагивают актуальные социальные, этические и психологические проблемы, с которыми сталкиваются подростки;
  2. Глубина сюжета и персонажей: выбор фильмов с развитыми персонажами и сложными сюжетами, что способствует развитию критического мышления;
  3. Реалистичность и достоверность: фильмы должны отражать реальную жизнь подростков, без идеализации или упрощения.

Для молодежи (16–25 лет):

  1. Современные темы и жанры: выбор фильмов, которые отражают современные тенденции, культурные и социальные проблемы;
  2. Интеллектуальные вызовы: фильмы, способные вызвать дискуссии и размышления о сложных этических, политических или философских вопросах;
  3. Разнообразие жанров и стилей: включение разнообразных жанров и стилей кино для удовлетворения различных интересов и вкусов молодежи.

Кинопедагогика, как относительно новое направление в учебной практике, продолжает привлекать внимание исследователей, педагогов и образовательных учреждений всего мира. Развитие технологий и изменения в образовательной парадигме открывают новые перспективы для использования кино в учебном процессе и расширения его роли как эффективного инструмента для обучения [11].

15 Мар 2024 в 14:33. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв