Просмотров 11

УДК 130.2:659.1.011.1

А. С. Кондауров

Современный тип человека учащегося – это, безусловно, личность, сформированная и в значительной степени формирующаяся под действием внешних информационных источников. Культура визуального потребления определяет ассоциативный ряд, иллюстрирующий любой факт получения знаний человеком, а кино как источник таких образов является, безусловно, важной причиной для глубокого научного анализа. Данная работа посвящена теоретическому и педагогическому осмыслению роли функций кинопедагогики в современном образовании. Исходя из этого, нами обозначена и главная цель работы: обоснование возможности применения кинопедагогики в системе современного воспитания и образования.

Несмотря на растущий интерес научного сообщества к феноменам ряда интерактивных технологий, актуальным остаются и другие новаторские педагогические подходы, такие как кинопедагогика. Обращаясь к теме кинопедагогики, отметим, что она является актуальной частью современного образования как минимум в связи с двумя аспектами. Первый обусловлен высокой и достаточно очевидной ролью кино в современной жизни человека. Второй аспект заключается в особенностях современного подрастающего поколение, чьё мышление развивается в интенсивной информационной среде, что обеспечивает необходимость в переосмыслении классических педагогических приёмов. Оба аспекта формируют проблемное поле, которое необходимо изучить и осмыслить. Помимо этого, важным остаётся именно философский анализ текущей ситуации в сфере образования, что делает возможным глубокое проникновение в проблемное поле механизмов кинопедагогических практик. Кинопедагогика накопила полезный опыт использования киноискусства в образовательном процессе, что на сегодняшний день представляет собой важный аспект для современной педагогики. Это не новый инструмент, однако его применение всё ещё не является универсальным в российском образовании [12, с. 76]. Сущность кинопедагогики состоит в анализе, разработке и применении методов использования кинематографа для достижения образовательных целей. Она объединяет в себе знания из областей кинематографии, психологии, педагогики и медиакоммуникаций, сфокусированные на эффективном использовании кино как инструмента обучения и воспитания, так как именно оно является наиболее массовым источником, богатым яркими и запоминающимися образами.

Обратимся к истории в построении теории кинопедагогики. Одним из первых ученых, активно занимавшихся проблемами кинопедагогики, был Феликс Лендсбергер. В своей работе «Кино и дети» он исследовал влияние кинематографа на воспитание и развитие детей. Лендсбергер выделял важность правильного подбора кинофильмов с учетом возрастных особенностей зрителей. Такая корреляция по-прежнему остаётся актуальной и на сегодняшний день.

Современные исследования в области кинопедагогики также активно развиваются. Профессор Говард Гарднер в своей теории множественного интеллекта выделяет визуально-пространственный тип мышления [1, с. 23], который может быть стимулирован и развит с помощью киноискусства. В книге «Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences» («Структура разума: теория множественного интеллекта») он подробно рассматривает влияние визуальной информации, включая кино, на формирование психических процессов учащихся. Этот опыт является важной частью наблюдений и обобщений, которые можно применять и в отечественной практике.

Если говорить о российских исследованиях, необходимо упомянуть большой вклад в развитие и изучения кинопедагогики профессора Александра Викторовича Фёдорова. Он является основателем и руководителем Лаборатории кинопедагогики и медиаобразования при Институте искусств и культуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова [6]. Исследования А. В. Фёдорова в области кинопедагогики охватывают различные аспекты использования кино в образовательном процессе. Он активно изучает методы преподавания киноискусства, анализирует влияние кино на формирование ценностных ориентаций учащихся, разрабатывает практические методики работы с фильмами в школах и вузах.

А. В. Фёдоров также является автором множества научных статей и книг по кинопедагогике, в которых представлены его собственные исследования, анализы и методические рекомендации. Его работы вносят значительный вклад в развитие теории и практики использования кино как образовательного инструмента.

Кроме того, А. В. Фёдоров активно проводит мастер-классы, семинары и тренинги для учителей и преподавателей, направленные на повышение квалификации в области кинопедагогики и расширение методических возможностей при работе с кино в учебном процессе.

15 Мар 2024 в 14:33. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв