Просмотров 342

  1. Фольклорно-примитивный. Встречается в народных песнопениях разных стран, включает в себя мелодии, построенные на одном или нескольких слогах, иногда на нескольких гласных звуках («ля-ля-ля», «о-оо-оу», «на-на-на», «э-э-эй»). Такие примеры можно найти и в русских обрядовых песнях, английских народных балладах, тирольских песнях, африканских племенных песнопениях.
  2. Шутливо-гротесковый. Этот стиль используется как профессиональными джазовыми вокалистами, так и инструменталистами-невокалистами, и такой тандем, а иногда и целая группа «поют», пародируя кого-то, высмеивая ситуацию или подшучивая друг над другом. Очень часто такой вид скэта находит место в разнообразных шоу, бурлеске, музыкальных комедиях, в постановках варьете, есть даже оркестры, которые специализируются на пародийном репертуаре, включающем в себя инструментальное подшучивание над правильным звучанием и псевдокопирование вокальных импровизаций (оркестр Спайка Джонса, оркестр Рэймонда, некоторые пьесы ансамбля Фэтса Уоллера, некоторые пьесы трио Слима Галларда, номер «скэт-смех» «Laughing Boy Blues» в оркестре Вуди Германа (1938), номер «Chinese Rhythm» оркестра Кэба Кэллоуэя (1934), номера из репертуара Луиса Джордана).
  3. Инструментально-подражательный. Для этого стиля характерны подражания другим инструментам не только фрагментарно, но и на протяжении всей пьесы. Например, изобразить партию ударных, постоянную линию контрабаса, и на этом фоне после текстового произнесения темы – отдельные соло трубы, тромбона, гавайской гитары. Все это было возможно прежде всего в ансамблевом исполнении. Яркий пример такого ансамблевого инструментально-подражательного стиля – квартет «Mills Brothers» («Братья Миллз»).
  4. Предварительно-фиксированный (заученный). К этой разновидности скэта чаще всего прибегали вокалистки, использующие такой скэт лишь с целью самоутверждения и демонстрации публике знакомства с этим стилем. Например, Этель Уотерс, знаменитая артистка варьете, исполнительница и блюзов, и эстрадных номеров, танцовщица, и ее скэт-заготовка в «I Got Rhythm» (1930).
  5. Скэт инструменталистов. Отличается особым энергетическим наполнением, не всегда высокой чистотой интонирования, составлением особых слогов, ритмическим построением фразы. В этой разновидности скэта у исполнителя-инструменталиста свои преимущества. Необходимо отметить особую специфику импровизационного мышления инструменталистов. Для музыканта постоянная настроенность на предстоящую импровизацию является привычно осознанной творческой константой. Элементы импровизационности появляются у инструменталиста уже в «прелюдии» к основной импровизации в изложении темы. Ведь только джазовый музыкант способен и может, «произнося» тему как основной материал, позволить себе сделать это с мелодическими и ритмическими отклонениями, в свойственной ему манере. О произведенном препарировании темы как основного материала судить будут уже критики и слушатели. Далее следует импровизационная часть пьесы, инструментальная или вокальная. В этой части инструменталист включает те свои спонтанно-композиторские возможности, на которые он опирается каждый раз, выходя в открытое импровизационное поле. Он «переводит» в голосовой диапазон свои представления инструменталиста о том, какой должна быть импровизационная линия исполнителя, не задумываясь особо о подборе слогов и точности высоты звука. Этот моментальный процесс, который происходит в сознании исполнителя, трудно математически разбить на какие-то фрагменты. Добавим, что исполнитель неосознанно продолжает оставаться в той манере, в которой прозвучала тема в инструментальном изложении. Здесь практически не может быть смешения стилей: если мы на «территории» свинга 30-х гг., то мы слышим упрощенные слогосочетания и яркую ясную метрику фразы, то же самое происходит и в стилистике вокальных импровизаций новоорлеанских и чикагских исполнителей 20-х гг. С появлением бибопа изменилась фразировка скэта, усложнилась его ритмическая конструктивность, появились новые слогосочетания. От слогов «шу-би-ду-би», «дэ-бу-ду-ба» «ба-ю-бап» «сту-ки-туки» до «боп-бибоп», «ри-боп» и т. п.
  6. 16 Мар 2018 в 10:51. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

    Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв