Просмотров 167

Э. В. Дудина

Искусство – одно из средств коммуникации, которая осуществляется между художником (адресантом) и личностью, воспринимающей произведение искусства (адресатом). Культурные системы называются моделирующими системами. Это означает, что они являются средствами, благодаря которым человек познает, объясняет, преобразует окружающий мир. Осознание этого необходимо для правильной интерпретации когнитивной деятельности человека.

Искусство как знаковая система коммуникативного пространства и средство отображения реалий жизни является формой общественного сознания, вторичной по отношению к языку. Поскольку искусство – это определенная вторичная речь, то произведение искусства можно описать как текст, написанный на этом языке [1, с. 92].

Произведение создает художественную модель определенного явления. Благодаря художественному языку автор (художник) моделирует мир, который выступает как форма существования определенных явлений и вещей, в наиболее общих категориях. Таким образом, изучение художественного языка произведений искусства не только дает нам определенную норму эстетического общения, но и воспроизводит модель мира.

Поскольку художественные произведения являются элементами особой коммуникативной деятельности, которой выступает искусство, в процессе их восприятия происходит частичное или полное переосмысление таких произведений с отнесением структурных элементов к разряду знаковых (семантических). В отличие от художественной литературы, тоже выступающей надстройкой над языком, первичной благодаря своей особой знаковой сущности и эстетико-художественный функции, переосмысление в которой происходит на основе естественного языка и его элементов, элементы языка искусства состоят не из слов и предложений, а из иконических образов и знаков, и, соответственно, переосмысление и восприятие здесь будет происходить не на уровне слово – предложение, текст – знак, а на уровне образ – символ – знак. Таким образом, в художественной литературе и искусстве интерпретация текста/произведения как знака будет зависеть от различных составляющих [2, с. 35].

Восприятие произведения искусства как определенного иконического образа в семантическом смысле выступает как знак, позволяет воспринимать целое произведение искусства как сложный текст, состоящий из знаков/знака языка искусства как особой коммуникативной системы. В этом случае целесообразно было бы отличать язык живописи, язык графики и т. д. как язык особых семиотических систем.

16 Мар 2018 в 10:47. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв