Просмотров 200
Шаповалова И. В.
Диалог (по М. Бахтину) – универсальный феномен человеческого бытия, лежащий в основе художественной коммуникации. Одной из форм диалога в художественной картине мира Беллы Ахмадулиной выступает интертекстуальность, реализуемая, среди прочего, в форме посвящения. Необходимо отметить, что этот композиционно-стилистический элемент лирической структуры достаточно регулярен в творчестве Б. Ахмадулиной, поэтому ограничимся его исследованием на примере своеобразного цикла «Посвящения и дарственные надписи» [1, с. 264 – 360].
Посвящение – это «предпосланная произведению авторская надпись, иногда стихотворная, с указанием лица или события, в честь которых написано произведение, или с указанием лица, которому преподносится в дар, и т. п.» [2, с. 147]. Посвящение как элемент текста представляет одну из сильных его позиций, сопровождается графически-пространственным выделением и является одним из наиболее информационно и эмоционально насыщенных элементов. Это помогает автору выразить «свое мировоззренческое кредо» (К. Д. Протченко, Н. В. Черемисина), позволяя расширить околокультурный – общелитературный и культурологический – контекст художественного произведения. Посвящение как один из интертекстуальных сигналов предполагает наличие у читателя достаточной «межтекстовой компетентности» (И. В. Арнольд), представления о «многослойности» лирического текста и о дополнительной смысловой нагрузке в нем слова.
В структуре рассматриваемого цикла нашли отражения основные особенности использования Б. Ахмадулиной данного приема в ее художественном (поэтическом и прозаическом) творчестве. Как показали наблюдения, художественная оформленность посвящений у Ахмадулиной может быть различной: это традиционные – явные, вынесенные в позицию заглавия текста – или посвящения, указывающие полностью имена собственные (ИС) адресата, т. е. отчетливо вербилизированные (наиболее частотные); имплицитные – так или иначе «спрятанные» в тексте, вытекающие из взаимодействия содержания лирического произведения и контекста жизни и окружения поэта, т. е. из фоновых знаний.
03 Дек 2015 в 09:29. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.