Просмотров 126

УДК 782.1

Д. Д. Тюлев

В свете прогресса, наблюдавшегося в XX – XXI веках, не только технического, но и либерального, провозгласившего новые права и свободы, вольный взгляд на мир и его моральные устои, последние ввергаются в мир искусства, заполонив его субъективизмом новой эпохи и нетрадиционностью интерпретаций, что может свидетельствовать как об освобождениии искусства от всевозможных клише, так и о деструктивности подобного подхода в искусстве.

Актуальность темы обусловлена негативными тенденциями в искусстве, порожденными субъективным прочтением режиссеров новой формации аутентичных оперных произведений.

Исследованием вопросов интерпретации оперной классики занимались такие видные деятели искусств, как В. Мейерхольд, И. Соллертинский, Б. Покровский, Е. Шапинская и др.

Жанр оперной музыки, претерпевая значительные изменения в процессе своего развития, неоднократно подвергаясь реформированию, что видоизменило его организационную структуру, в то же время сохранил свою подлинную природу. Смысловая нагрузка, являющаяся основой оперы, её эмоциональный посыл остаются неотъемлемыми компонентами жанра.

Как известно, помимо эстетической составляющей любое искусство, особенно такой синтетический жанр, как опера, отражает социально-бытовую проблематику, неразрывно связанную со своим временем. Изначально зародившийся в итальянских оперных школах жанр, в период своего становления опиравшийся на античные сюжеты, со временем приобрёл острый социальный подтекст, отвечавший реалиям времени и его идеалам и наиболее масштабно раскрывшийся в XIX столетии. Следует отметить, что большое количество спектаклей современных режиссёров, занимающихся постановкой классических образцов оперного искусства, лежит в плоскости крайнего субъективизма, что влечёт за собой переосмысление идеи, составляющей ядро оперного произведения. Нередко подобные сочинения пропущены сквозь призму сегодняшнего дня, классическая опера в них выдержана в современной стилистике, однако часть произведений претендует на новаторство с точки зрения внутренней идеи, что далеко не всегда отвечает первоначальному замыслу автора. Безусловно, помимо важности внутренней составляющей, заложенной в основу оперы, большую роль играют внешние факторы (реквизит спектакля, соответствующий антураж и особенности эпохи, в которой происходит действие оперы), но именно первая занимает главенствующее положение, и изменение внешней атрибутики не может вызывать те же последствия, что и новое видение идеи, ответственность за которое полностью лежит на плечах режиссёра. Внесение произвольных правок в то или иное произведение искусства в отдельных случаях может быть стилистически оправдано, однако чаще оно является следствием излишней амбициозности режиссера-постановщика.

18 Апр 2019 в 14:31. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв