Просмотров 103

Что же это за процесс, каковы его особенности в плане законов и закономерностей протекания, а также диалектической их неотменности, лучше всего понять и усвоить заранее, до выхода в самостоятельную профессиональную жизнь.

Учёные предвидели данную ситуацию. Многие из них описывали переход человеческой цивилизации из одного состояния в другое. Например, то, что постиндустриальная эпоха логично сменит отслужившую своё эпоху промышленную. Что, начавшись в середине XX века, она из эпохи доминирования громоздких технико-технологических комплексов, тяжёлых машин и механизмов превратится в эпоху электронных технологий.

Беспрецедентно мощный, буквально взрывной рывок научно-технического прогресса сообщил и другим процессам, неизбежно сопровождающим человеческое цивилизационное развитие, небывалое ускорение. В том числе – процессу формирования представления человека о его возможностях, роли и, главное, месте в быстро меняющемся мире. Небывалые возможности, порождённые новой динамикой НТР, обусловили и новую роль человека. Она ставит его во главу новой цивилизационной парадигмы, когда окружающий мир (согласно концепциям В. И. Вернадского, Н. А. Бердяева) понимается прежде всего через человека, теперь уже зависящего в своих новокачественных трансформациях от своих же новых потребностей, которые стимулируются открывающимися ему новыми возможностями.

Исходя из вышеизложенного, совершенно очевидно, что вписываться в новые диалектические реалии человеку вряд ли будет легко, если его менталитет не претерпит скорое и радикальное изменение. А менталитет, если не задать ему необходимый энергетический импульс в виде мотивационных инициатив, а на их основе не создавать концептуально новые, адекватные ситуации преобразовательных условий, без влияния извне быстро меняться не склонен. Выход один: коренным образом изменить взгляды на систему существующего образования вообще и на гуманитарно-креативную – в частности. Научно-теоретические мотивы и обоснования такой необходимости следующие. Современное образование базируется на том постулате, что человек – это природное существо, вынужденно пребывающее в обществе, но не находящее себе места в нём, и его страшит данная ситуация. Следовательно, человек, как и другие биологические существа, является потребителем, а его бытие – это бытие потребительское. «…лишь по необходимости, выживания ради, человек может быть производителем, но главным образом на исполнительском уровне как разработчик и исполнитель указаний и идей свыше» (с более высоких административных уровней) [1]. Организуемое на этом парадигмальном основании, образование на данном этапе всё ещё строится как информационно-репродуктивное. Методически и методологически оно по-прежнему озабочено передачей подрастающим поколениям наработанных и используемых как минимум столетие стандартов, свойственных для осваиваемых профессий и общекультурной парадигмы той эпохи, которая всё дальше и дальше удаляется от нас. Причём передача этих стандартов осуществляется (в том числе и в высшей школе) чуть ли не в навязчиво-принудительной форме через якобы циркулярное оправдание их министерскими рекомендациями.

01 Ноя 2018 в 12:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв