Просмотров 36

Форма любого предмета имеет три измерения – ширину, высоту, глубину, иными словами, она объёмна. Отсюда происходит понятие «объёмная форма». Иногда употребляют более сложный термин – «объёмно-пространственная форма». Это определение мы можем назвать более точным, так как оно подчёркивает неразрывность связи формы с пространством: предмет не только существует в пространстве, не только окружен им, но и сам занимает определенную его часть; кроме того, различные части предмета находятся на разном расстоянии от нас. Так, например, передняя стена квартиры стоящего перед нами дома будет ближе к нам, чем задняя стена, иначе говоря, поверхность предмета или объекта занимает разные планы в пространстве.

Всё окружающее нас в существующем мире обладает формой. Разнообразие форм бесконечно, неисчерпаемо. Среди множества предметов мы видим такие, формы которых статичны, неизменны [Там же, с. 13]. Таковы здания, скалы, камни, мосты, предметы – творения рук человеческих и др. Иные формы, такие как облака, дым, водная поверхность, водопад, колеблемые ветром кроны деревьев, тела живых существ, находятся в движении, т. е. постоянно изменяются. Бесконечное разнообразие всего, что нас окружает, мы наблюдаем и в размерах, и в окраске, и в тоне. Каким же образом разобраться в этом великом множестве явлений? Естественно, было бы логичным начать с наиболее простых, чтобы затем перейти к изучению более сложных форм и задач.

Остановимся на каком-нибудь самом простом предмете. Для того чтобы передать его форму, необходимо прежде всего понять её строение. Ключом к такому пониманию строения формы является сравнение данного предмета с подходящим геометрическим предметом (кубом, цилиндром, шаром, пирамидой, конусом и др.), строение которого ясно всем. Метод упрощения форм, их геометризация составляют основу рисования [2, с. 102]. Так обстоит дело в том случае, если перед нами находится предмет простой формы, вроде ящика, шкафа, стола, дома, стакана, кастрюли, ведра и др. Однако часто многие предметы представляют собой сочетание нескольких геометрических тел. В таком случае приходится находить в общей сложной форме составляющие её простые геометрические формы и выяснять, как они соединяются друг с другом. Как ни сложна форма человеческой головы, можно разобраться в ее строении и найти более простые образующие её поверхности. Рот, нос, глаза тоже рассматриваются как имеющие упрощенную геометрическую форму: так, например, нос приближается по своему строению к призме, форма глаза представляет лишь небольшую часть шаровидной поверхности глазного яблока, тем не менее в ней ясно выражена округлость. Чувство формы, понимание её строения развиваются у студентов в процессе практических занятий. Сначала будет непонятна какая-нибудь сложная форма, вроде рельефа поверхности земли, строения деревьев, архитектурных сооружений и др. Однако постепенно у студентов вырабатывается такой навык восприятия форм, что они начинают понимать строение любого предмета.

30 Дек 2020 в 10:42. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв