Просмотров 36

Рок-опера была создана очень быстро – уже к лету 1970 г. Тогда же сложился состав исполнителей, с которыми оперу записали как двойной альбом. Партию Иисуса пел вокалист группы «Дип Пёпл» Иан Гиллан, партию Иуды – Мюррей Хел, партию Марии Магдалины – известная исполнительница в стиле кантри Ивонн Эллимен [1, c. 6].

Огромный успех альбома привел к целому ряду сценических постановок, самая известная из которых была организована в 1971 г. в театре Марка Хеллинджера в Нью-Йорке.

Музыкальный язык оперы «Иисус Христос – суперзвезда» включает черты разных направлений рок-музыки. Стержнем служат развернутые композиции, близкие традициям арт-рока. В гибких вокальных партиях сочетаются чётко выраженная основная мелодия и свободный речитатив со сложным ритмом и резкими сменами настроения, тембра и регистра. Такое стилистическое решение характерно для большинства арий главных героев, раскрывающих сложное, порой противоречивое внутреннее состояние персонажа. Очень выразительны интермедии – инструментальные вставки, где наряду с обычными для рока электромузыкальными и ударными инструментами используются классические (флейты, струнные). Не случайно к записи альбома были привлечены артисты Лондонского филармонического оркестра, а партию фортепиано исполнил выдающийся пианист Джон Лилл. Не менее важны черты фольк-рока. Они стали основой образа Марии Магдалины. Её арии – это прозрачная ясность музыкальных тем, идиллическая мягкость настроения.

Для характеристики противников Иисуса – иудейских священников и царя Ирода – использованы иные музыкальные традиции. Прежде всего это танцевальный джаз и рок-н-ролл, прекрасно передающие авторскую иронию по отношению к этим героям. Так, широко известная мелодия песни Ирода, требующего от Иисуса совершить какое-нибудь чудо, решена в ритмах фокстрота – популярного танца 10 – 20-х гг. Любопытна музыкальная характеристика Понтия Пилата. Его главный монолог «Сон Пилата», выдержанный в манере лирических композиций группы «Битлз», поражает странным сходством с интонациями партии Иисуса.

Музыкальная драматургия действия построена на традиционных приёмах классической оперы. В традициях симфонической музыки выдержана большая увертюра: она основана на главных темах оперы. Связь с классикой была принципиальна для Уэббера, он даже подчёркивает её цитатами из своих любимых произведений. Вот лишь два примера. В тему предательства Иуды вплетается короткий мотив из фортепианного концерта (1868 г.) Эдварда Грига, Гефсиманскую молитву предваряет фрагмент кантаты Карла Орфа «Кармина бурана» (1937 г.).

18 Апр 2019 в 14:22. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв